Сильная женщина… вяжет у окна


Сколько ударов судьбы может вынести человек и не сломаться морально? А если удары эти отнимают прежде всего физическое здоровье? Наверное, у каждого мера своя…

В дом Нины Константиновны Щегольковой меня проводит соци­альный работник, сама женщина, опираясь на трость, радушно встре­чает в дверях. Двигается она несколько скованно, и я сначала думаю, что причина в болезни суставов, но ситуация гораздо серьёзнее. Жен­щина — инвалид с детства. После перенесённого в трёхлетнем возрас­те полиомиелита она не может ходить самостоятельно — передвигает­ся с помощью специальных ортопедических аппаратов.

Тогда, в 1950 году, диагностировать и лечить полиомиелит было сложно. Врачи не смогли вернуть девочке прежнее здоровье и возмож­ности, а у мамы и отчима родился сын. Через несколько лет они отда­ли Нину на воспитание в специальный детский дом для инвалидов из лучших побуждений — там девочку научат приспосабливаться к жиз­ни, и среди детей с похожими проблемами она не будет чувствовать себя ущербной.

Действительно, в детском доме она получила бесценный опыт и знания, обрела друзей, но в сердце долго жила обида на маму. Да, ка­никулы Нина проводила дома, вот только полноправным членом се­мьи себя больше не чувствовала…

Повзрослев, Нина окончила специальный техникум и получила профессию технолога швейного производства. Девушку даже распре­делили в Воронежскую область мастером производственного обуче­ния, но должность оказалась уже занята — пришлось вернуться в Бла­годарный и искать работу.

Трудоустроиться долго не получалось — никто не хотел брать на ра­боту инвалида, ведь такие «проблемные» работники постоянно берут больничные и дополнительные отпуска.

Нина Константиновна не сдавалась и обратилась за помощью в го­родской комитет комсомола со словами: «Я должна работать: на одну пенсию по инвалидности (16 рублей) не проживёшь».

Там помогли. Сначала женщина получила на курсах дополнитель­ные навыки, устроилась в швейный цех, а затем в ателье по пошиву одежды, где проработала 18 лет.

За это время она успела создать семью с инвалидом 3-ей группы Юрием Напалко, родить ребёнка, досмотреть заболевшую раком маму и…остаться вдовой.

Когда умер муж, их сыну Роману было всего девять. В памяти до сих пор живы те горькие дни, когда боль потери усиливали шепотки за спиной: «Безногая! Не поднять ей ребёнка одной, лучше бы сразу в приют отдала!» Даже знакомые советовали так поступить. Но Нина Константиновна, сама выросшая в детском доме, и мысли такой не до­пускала.

О том, какие трудности пришлось пережить ей, не способной пере­двигаться без протезов, словами не передашь. Но ведь пережила и не сломалась, и сына вырастила. Он окончил Благодарненский техникум, работает во вневедомственной охране, создал собственную семью, но и о маме, конечно, не забывает.

А она теперь всё больше одна. Из дома практически не выходит, не­обходимые покупки делают социальные работники Благодарненского ЦСОН, они же помогают с уборкой и приготовлением пищи.

Нина Константиновна по-прежнему сильна духом и не позволя­ет себе лениться и унывать. Её комната украшена красивыми вышив­ками, искусно связанными и сшитыми вещицами, мастерски выпол­ненными карандашными набросками, есть даже картина, написанная маслом, — всё это дело рук женщины. А ещё она любит петь, сочиняет стихи и пишет прозу. Говорит, постоянный труд души и полёт фанта­зии помогают не сдаваться на милость физическим недугам и не те­рять присутствия духа.

Наталья НЕТКАЧЕВА