Слово редактора


От героев былых времён

Не осталось порой имён.

Те, кто приняли смертный бой,

Стали просто землёй и травой.

Только грозная доблесть их

Поселилась в сердцах живых,

Этот вечный огонь,

Нам завещанный одним,

Мы в груди храним.

Текст этой песни из кинофильма «Офи­церы» как нельзя лучше выражает глав­ную идею медиа-проекта «ПОБЕДИТЕ­ЛИ», прописавшегося на третьей полосе «Благодарненских вестей» с начала юби­лейного года. В Победу над лютым вра­гом внесли свой вклад тысячи наших зем­ляков, многие из которых заплатили за неё самую дорогую цену — жизнь.

Как устроена память? Почему поколе­ния, знавшие о войне лишь понаслышке, свято чтут подвиг советского народа? По­чему до сих пор не даёт покоя мысль о про­павшем без вести в годы военного лихо­летья деде или прадеде? Почему одни эн­тузиасты перелопачивают военные архи­вы в поисках информации о своих родных, близких, земляках, а другие ведут раскоп­ки и перезахоранивают останки, возвращая из небытия имена солдат Победы? Потому что война не закончена, пока не захоронен последний солдат, пока не выяснена судьба каждого без вести пропавшего.

Почему так дорога нам эта Победа? По­тому что в каждой семье — свой Герой. Дед, прадед… А то и несколько! Что гораздо ближе к правде. В моей семье — а считаю я и родных матери, и отца, — их четверо. Героев, подвигами которых горжусь. Двое погибли — похоронены на чужбине — мой дед Сергей Севрюков и дядя Иван Шува­ев. Двое — вернулись домой — дед Фадей Шуваев и дядя Семён Севрюков. Фёкла Шуваева до конца своих дней ждала сына домой, хоть и знала, что похоронен он в братской могиле на польской земле.

А мои родители — дети войны, пусть и без официального статуса. Отец умер двадцать пять лет назад. И о своём по­слевоенном детстве говорил мало. Что я знаю? Чабановал на Чёрных землях с ран­них лет, спал на сырой земле… А ещё, слышала, рассказывал об одном эпизоде из послевоенной жизни: в голос рыдала моя бабка Алёна на куче зерна, что выда­ли на трудодни в первый урожайный по­слевоенный год. Несладко приходилось ей, рано овдовевшей, с его детьми выжи­вать… Мама до сих пор говорит, что хоть и вернулся её отец с фронта без обеих ног, а с ним многодетная семья Шуваевых го­лода не знала. Может, отчасти и поэтому такие разные жизненные отрезки прожи­ли мои родители — дети войны.

Почему я так остро чувствую значи­мость этой Победы? Не знаю. Почему слё­зы наворачиваются на глаза всякий раз, когда читаю рассказы современников о своих родных? Наверное, потому что это наша общая память. Память нации.

Помню, десять лет назад, на редакци­онной летучке журналистский коллектив обсуждал празднование 60-летия Победы и кто-то предположил, что в последний раз так широко отмечался День Победы, что вместе с уходящими ветеранами уй­дёт и особый смысл этого праздника. Как я рада, что это мнение было ошибочным. Сегодня, в преддверии 70-летия Победы, стало понятно, что эта Победа — та самая национальная идея россиян, тот самый стержень, нравственная скрепа, объединя­ющая людей разных наций и вероиспове­даний. Это наша Победа! Это наша Прав­да! Это наша Память! Это наша Гордость!

Планируя на этот юбилейный год медиа-проект «ПОБЕДИТЕЛИ», мы даже представить не могли, что воспоминаний о родных и близких, о героях войны и тру­жениках тыла будет так много! В редак­цию приносили и присылали статьи те, кто никогда даже не помышлял о сотруд­ничестве с газетой. Всем искреннее спаси­бо! Знайте: публикация материалов про­должится до конца года — юбилейного, 70-летнего. Ибо память народа нетленна, незабвенна, не имеет конца.

Алла АБАСТОВА,

главный редактор «БВ»