Снайпер Карандин


В канун празднования 70-й годовщины со Дня Победы над гитлеровской Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов мы продолжаем знакомить читателей с земляками-благодарненцами, внёсшими достойный вклад в эту Великую Победу. Сегодня наш рассказ о фронтовой судьбе Фёдора Георгиевича Карандина из города Благодарного.

Родился Фёдор Ге­оргиевич 17 июля 1926 года в селе Благодарном в се­мье крестьянина-бедняка. У него было два старших брата — Леонид и Иван. С первых дней коллективи­зации родители вступили в колхоз. В 1933 году Фёдор пошёл учиться в школу. Когда грянула война, стар­шего брата призвали в действую­щую армию. Отец Фёдора Георгие­вича, инвалид по зрению, во время войны продолжал работать в колхо­зе. Учась в 10 классе, Фёдор полу­чил повестку из военкомата. В мар­те 1944 года его и ещё нескольких молодых парней посадили в авто­бус и повезли в город Майкоп, где находилась снайперская школа Северо-Кавказского военного окру­га. С марта по август рядовой Ф. Ка­рандин проходил службу в Майкоп­ской снайперской школе.

— Учиться было трудно, — вспоми­нает Фёдор Георгиевич. — Мальчиш­ки привыкали к строгостям воинско­го устава, ползали по-пластунски, учились ориентироваться на мест­ности, окапываться, маскировать­ся, стрелять по движущимся мише­ням, отрабатывали твёрдость руки и умение плавно нажимать на спу­сковой крючок. По окончании школы выдали всё, что положено солдату, и отправили на фронт. Настроение было бодрое, моральный дух вы­сокий.

Привезли нас в Польшу на не­большой плацдарм на реке Висле. Я был зачислен в 226-й гвардейский стрелковый полк 74-й гвардейской стрелковой дивизии 8-й гвардей­ской армии первого Белорусско­го фронта. В декабре 1944-го наша дивизия прорывала оборону врага, принимая участие в освобождении польского города Лодзь. На подсту­пах к городу я вёл наблюдение с де­рева и высматривал немцев. В этот момент увидел вражеского снайпе­ра, который направил винтовку на меня и выстрелил. Немного увер­нувшись, получил ранение в левую руку. Попал на лечение в эвакуа­ционный госпиталь, находившийся в просторной палатке с пологом и жестяной трубой под брезентовой крышей. Внутри стояли сдвинутые в один ряд несколько столов, на­крытых клеёнкой, на которых хирур­ги оперировали раненых и больных

солдат и офицеров. После выздо­ровления направлен в свою воин­скую часть в качестве помощника командира взвода автоматчиков.

Первым населённым пунктом на пути следования к городу Познань был посёлок Александрия. Я по­думал, что, оказывается, не толь­ко у нас на Ставрополье есть село Александрия. В районе железно­дорожной станции этого посёлка был расположен немецкий блин­даж, откуда враг вёл непрерывный огонь. Поступил приказ уничтожить его. Приказ был выполнен, блиндаж взорван, взято в плен 18 немецких солдат и много оружия.

За успешное выполнение этой боевой операции бойца Карандина наградили орденом Славы III степе­ни. Но награду не получил, так как их часть перебросили ближе к Поз-нани.

— В середине февраля 1945 года, — продолжает свой рассказ ветеран,- наша 74-я дивизия в ходе ожесто­чённых боёв овладела нескольки­ми кварталами в Познани и вышла к главному форту крепости «Цита­дель». Противник оказывал упор­ное сопротивление, вёл шквальный огонь из пулемётов, установленных в окнах полуподвала, и не давал возможности продвигаться. Но в день 27-й годовщины Советской Ар­мии наши войска полностью овла­дели фортом. В этом бою я был ра­нен второй раз. За боевые заслуги был представлен к награждению орденом Великой Отечественной войны I степени. Два месяца нахо­дился на лечении. С конца мая по сентябрь 1945-го проходил служ­бу в качестве стрелка 547-го бата­льона аэродромного обслуживания. С сентября 1945 года по май 1946 года был курсантом 24-го отдельно­го полка связи. С мая 1946 года по апрель 1951 года проходил службу в качестве радиста-кодировщика в 124-м отдельном техническом пол­ку. 14 мая 1951 года уволен из ря­дов Советской Армии на основании Постановления Совета Министров СССР от 28.01.1951 года.

Свои заслуженные награды: ор­ден Великой Отечественной войны I степени, орден Славы III степени и девять медалей — Фёдор Георгиевич Карандин получил после окончания войны в Благодарненском район­ном военкомате.

Началась мирная жизнь. Фёдор Георгиевич встретил в Благодарном свою первую любовь Марию Васи­льевну Копылову, вскоре они поже­нились.

С мая по август 1951 года Ф.Г.Карандин работал председате­лем Добровольного спортивного об­щества «Колхозник», затем до авгу­ста 1952-го находился на службе в управлении министерства госбезо­пасности (МГБ) по Ставропольско­му краю.

Трудно было начинать граждан­скую жизнь без образования, и в сентябре 1952 года Фёдор Георги­евич стал студентом гидромелио­ративного отделения Пятигорского сельскохозяйственного техникума. После работал в Благодарненской МТС гидротехником до февра­ля 1956 года. Годом раньше стал членом КПСС. По направлению РК КПСС в селе Бурлацком осваивал карьер по добыче штучного камня, работая горным мастером Пелаги­адского карьероуправления. С 1964 года и до ухода на заслуженный от­дых — начальник управления эксплу­атации большого Ставропольского канала.

Кроме плодотворной трудовой деятельности, Фёдор Георгиевич вёл активную общественную рабо­ту: с 1965 по 1982 г.г. — депутат го­родского Совета народных депу­татов, с 1971 по 1977 г.г. — член исполкома городского Совета.

Вместе с супругой Марией Васи­льевной в любви и согласии вырас­тили и воспитали двоих замечатель­ных сыновей. Жена умерла в 2008 году. Сейчас Фёдор Георгиевич про­живает вместе с младшим сыном и снохой, постоянно навещают дедуш­ку внук, внучка и двое правнуков.

Сегодня, в свои 88 лет, невзирая на болезни и плохое самочувствие, Фёдор Георгиевич просто удивля­ет тем, что помнит в подробностях все факты своей фронтовой и трудо­вой биографии. И мы, благодарнен­цы, можем гордиться тем, что рядом с нами живёт такой удивительный че­ловек, фронтовик, герой Великой От­ечественной войны. Пожелаем ему здоровья ещё на долгие-долгие годы.

Снайпер Карандин

Любовь ЕЖОВА,

районный Совет ветеранов

Фото из семейного

альбома ветерана