Через несколько дней мы вступим в дни Христова Рождества, когда не просто вспоминаем, но празднуем великую Божественную тайну. Богу было угодно стать человеком, стать одним из нас, разделить с нами нашу простую человеческую жизнь с её радостями и скорбями, любовью и предательством, с дружбой и коварством, с успехами и поражениями.
Бог возжелал войти в нашу человеческую жизнь, до конца испив чашу несправедливости, зависти, жестокости, осуждения, предательства. Вхождение Сына Божия в мир есть Его добровольное умаление Себя до готовности снизойти до мучительной позорной «смерти, и смерти крестной» (Флп. 2:8). Тем самым Богочеловеком Христом от лица человечества была принесена искупительная жертва Богу Вседержителю. А через это человечество, отвергшее Бога в своём грехопадении, вновь обретает возможность единства со своим Творцом.
Бог рождается во плоти, чтобы явить Свою любовь людям и помочь обрести полноту бытия всякому человеку, желающему услышать Его призыв. Он пришёл на землю, чтобы всех нас спасти, то есть, даровать каждому из нас Свой Божественный мир. И человеческий род, в конце концов, осознав особую важность этого Божественного акта, открыл для себя новую эру своего бытия и увековечил это пришествие Христа новым летоисчислением.
Вот уже 2014 лет нас отделяет от того мирового события. И удивительно, что за все эти два тысячелетия никогда не пресекалась традиция празднования Рождества Христова. Не было ни одного года, чтобы христиане не праздновали это событие. И верим, и знаем, что эта традиция никогда не пресечётся, что до конца истории будет праздноваться Рождество Христово. Потому что иначе быть не может, ибо Рождество Христово — это центральное событие человеческой истории.
Нет ничего более важного, чем пришествие в мир Господа. Кто-то спросит, почему? Да потому, что в личности Иисуса Христа весь человеческий род вошёл в реальное соприкосновение с непостижимым, великим Богом, Творцом вселенной.
Это соприкосновение дало такой мощный импульс духовному развитию человечества, что до сих пор мы питаемся силой этого импульса и будем всегда питаться до скончания века. И мы знаем, как с пришествием Христа Спасителя изменился мир, какие огромные творческие энергии высвободило это евангельское послание, обращённое к людям, как изменилось лицо человеческой цивилизации. И для того чтобы продолжалось так и далее, для того чтобы поступательно развивалась история, для того чтобы не было обрывов, разрушений, разрывов исторической ткани, мы должны хранить веру, хранить её в своих сердцах, в своих делах.
Наступивший год объявлен годом культуры. Огромный пласт нашей российской культуры зиждется на христианских ценностях. Мы должны и впредь то, что дал нам Христос, актуализировать в каждый исторический момент времени, и тогда у нас будет надежда на будущее. Как мне кажется, всем нам сегодня не хватает культуры жизни в современном сообществе, не хватает мирного духа.
Сегодня многие из нас пытаются убедить себя в том, что он и только он мерило истины, что у каждого своя правда, и каждый сам определяет, что есть добро, а что — зло. Отсюда наша нетерпимость друг к другу в обыденной семейной или общественной жизни. Отсюда погромы на Майдане и Болотной площади. Никто не запрещает высказывать своё личное мнение или политическое несогласие, пожалуйста, но законным и мирным путём. Преподобный Серафим Саровский, встречавший на своём жизненном пути любого человека с пасхальной радостью, заповедовал: «Созижди мир в душе твоей, и вокруг тебя тысячи спасутся».
Будем помнить, что мир Христов побеждает вражду века сего, что, только стяжав этот мир в сердце своём, человек может устоять во всех житейских бурях и нести примирение ближним и дальним людям, преображая жизнь верой, правдой, чистотой и любовью. Мир начинается с сердца человека. Мир в сердце — это мир внутри личности, мир в семье, мир на работе, мир в обществе, мир между народами. Мир же в сердце — это дар Божий, который подаётся в ответ на нашу веру.
Да объемлет собою мир Христов всех нас, Его учеников и последователей, людей разных возрастов, национальностей, политических взглядов и социальных слоёв. Пусть он простирается и на людей иных вер и убеждений, с которыми мы созидаем народную жизнь.
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла к празднику Рождества Христова в январе 2014 года в пределы Русской Православной Церкви впервые будет принесена священная реликвия Афона — Дары волхвов, которыми был одарен новорожденный Христос. Это одна из немногих реликвий, связанная с земной жизнью Спасителя, сохранившаяся до сегодняшнего дня.
А что сегодня мы принесём Христу в дар, как обычно это делаем, приходя на день рождения к родным и близким? Ему не нужны ни наша гордость, ни наша слава, ни наши материальные достижения. Прахом предстанут в Его очах суетные помыслы, житейские треволнения, попытки людей превознестись друг над другом. Пусть же главным нашим даром Рождшемуся от Девы Спасителю мира станет крепкая и искренняя вера и мир в душе каждого из нас.
Праздник Рождества Христова вводит нас в понимание того, что означает пришествие в мир Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа. А потому этот праздник, помимо всего того, что ему сопутствует — и радость, и веселье, в первую очередь, обновляет нашу веру, обновляет наше понимание того, что такое быть христианином, помогает нам лучше понять, прочувствовать, принять к сердцу спасительную миссию Господа нашего Иисуса Христа.
И в этот радостный день Рождества Христова я хотел бы пожелать всем вам, каждой семье, каждому человеку милости Божией, вне зависимости от того, понимает человек, что такое милость Божия или не понимает, принимает он таковую или не принимает. Я от всего сердца желаю, милости Божией, чтобы через эту милость изменялись к миру сердца человеческие, явилась их красота Божьего творения, явился в них Божественный лик.
С наступающими праздниками! С Рождеством Христовым! С Новолетием! С Богоявлением!
Благочинный православных церквей Благодарненского
округа протоиерей
Тимофей ГРИЦЕНКО