Спасо-Преображенский (Никольский) храм


В 1870 году в Новогригорьевский (с 1900 года — Благодарненский) уезд Ставропольской губернии на постоянное место жительства прибыла большая группа старообрядцев общины Белокриницкой митрополии из Черниговской губернии. Расселились они по нескольким населённым пунктам уезда, а центром общины избрали село Благодарное. В сёла Благодарное и Александрию пришли переселенцы из посадов Воронки, Лужков, Елионка, Млынки Стародубского уезда и Чуровичи Новозыбковского уезда. Так как земля в уезде уже была поделена между коренными жителями, то старообрядцам землю не нарезали, а записали их в категорию иногородних. Пришлось им заниматься торговлей, извозом, различными промыслами.

Официально старооб­рядческая община Белокриницкой ми­трополии в Ставро­польской губернии была зарегистрирована в 1897 году.

По всему, старообрядцы были людьми не бедными, так как они 115 лет назад осилили строительство в селе Благодарном храма, который был освящён 18 декабря 1901 года. Первоначально храм, сооружённый из камня, получил название Спасо-Преображенский. Через пять лет к зданию с правой стороны был при­строен придел во имя Святителя Николая. С тех пор храм стали на­зывать и Никольским.

Для руководства приходом был избран совет, председателем кото­рого стал Дмитрий Григорьевич Ку­дрявцев, членами — Терентий Васи­льевич Белов и Савва Потёмкин. Совет назначил священниками бра­тьев Евфимия и Аверкия Карныше­вых. В Александрии служил священ­ник Маркел Привалов. В сёлах Бла­годарном и Александрии уездная власть разрешила открыть старооб­рядческие кладбища.

С 1913 года председателем Со­вета общины и духовным настав­ником старообрядцев был священ­ник Евфимий Андреевич Карны­шев. В 1918 году при установлении в Благодарненском уезде совет­ской власти общину не ликвиди­ровали, действовала она и в 1919 году, когда уезд заняла Доброволь­ческая Армия.

Житель г. Благодарного В.П. Ки­риллов рассказал легенду о за­хоронении на территории Спасо-Преображенского храма: «…В нача­ле 20-х годов прошлого века, когда в уезде окончательно установилась советская власть и началось изъя­тие в храмах золотых и серебряных церковных ценностей, скоропостиж­но скончалась дочь священника. Её похоронили на территории храма, положив в гроб много ценных пред­метов и украшений. Поэтому, когда в 30-е годы по инициативе комсо­мольцев храм разрушили, находи­лись граждане, которые тайно вели раскопки, в надежде найти клад, но безуспешно».

По сведениям краеведа А.И. Кашпорова, Спасо-Преображенский храм был разрушен в 1934 году. На его месте начали строить об­щественную баню. Удалось уста­новить, что в 1935 году строитель­ством бани занимался завотделом коммунхоза Иван Лаврентьевич Крылов, а с мая 1936 года — новый завотделом Николай Демьянович Пастухов.

Стройка шла крайне вяло. Пред­седатель райисполкома К.И. Круть­ко в ноябре 1937 года на следствии в районном отделе НКВД дал отри­цательную характеристику Н.Д. Па­стухову: «…Заведующий отделом коммунального хозяйства Пастухов занимался вредительством систе­матически, из года в год. Уже 4 года в селе Благодарном строится баня, в неё вложены громадные средства, однако, кроме фундамента ничего не построено».

Н.Д. Пастухова арестовали и по приговору Тройки Управления НКВД Орджоникидзевского края пригово­рили к 10 годам лагерей. Срок отбы­вал на лесоповале в Коми, но в кон­це 1939 года был оправдан и выпу­щен на свободу.

В 1943 году стены бани возво­дили пленные немцы. Но вскоре их перевели на другие, более важные стройки. Так уж случилось, здание пришлось достраивать на взносы пайщиков Н.Д. Пастухову, который с июня 1954 по декабрь 1957 года работал в должности председате­ля Благодарненского райпотреб­союза.

Объект сдали в 1955 году, но вместо бани в центральной части здания открыли магазин, а в кры­льях здания обустроили пять квар­тир для работников сельской коо­перации. Магазин «Продукты» в го­роде Благодарном по улице Комсо­мольской, известный в народе под № 12, в настоящее время принадле­жит предпринимателю А.И. Ковалю.

В 2012 году у А.И. Кашпорова со­зрел план заказать художнику А.Н. Воронину картину с изображением Спасо-Преображенского храма. В Интернете ему удалось разыскать более 40 фотографий старообряд­ческих храмов. С этими фотогра­фиями он пришёл к старожилу Ива­ну Петровичу Кузькину, который про­смотрел их и остановился на одной, где храм был похож на наш, и ска­зал: «Пишите вот этот!»

Картину художника А.Н. Ворони­на «Спасо-Преображенский храм» можно увидеть в здании Благодар­ненской районной администрации, а также на выставках, в районном му­зее, на городских и районных празд­никах и мероприятиях.

spaso

Владимир ПУЗИКОВ,

Александр РЯЗАНОВ

Картина

Андрея ВОРОНИНА

из коллекции Александра КАШПОРОВА

СПРАВОЧНО 

По книгам А.Ф. Рязанова, В.М. Забелина, Памятным книжкам Ставропольской губернии и следственным делам из архива УФСБ

 Старообрядцы села Благодарного: Беловы, Бесчастновы, Буше­вы, Зебницкие, Карнышевы, Кудрявцевы, Котелкины, Комаровы, Нероновы, Опришко, Поляковы, Потёмкины, Приваловы, Соболе­вы, Чеботарёвы, Черепенины, Шалыгины.

Купец 2-й гильдии Григорий Семёнович Зебницкий, его сыновья Василий, Фёдор и Александр торговали бакалеей, посудой и галан­тереей. В советское время в их доме на улице Советской (Широ­кой) размещался райвоенкомат. Сын — Фёдор Григорьевич Зебниц­кий, работавший сторожем сенопункта, в августе 1937 года был арестован органами НКВД, в декабре расстрелян за антисоветскую деятельность, в 60-е годы реабилитирован.

Купец Илларион Лазаревич Потёмкин имел магазины в сёлах Бла­годарном и Высоцком, хлебный амбар в селе Медведском. Торгов­лей занимались: Терентий Васильевич Белов, Ефим Лазаревич По­тёмкин, Федосия Егоровна Потёмкина.

Старообрядцы села Александрии: Беловы, Карелины, Пановы, Приваловы, Сенченковы, Смекаловы (Смыкаловы), Шалыгины.

Ипат Семёнович Белов занимался закупками зерновых культур, имел хлебный амбар, бакалейный магазин. Ефим Белов торговал мануфактурой. Его сын — Павел Ефимович Белов воевал с фаши­стами, в июне 1943 года пропал без вести на фронте.

Василий Федотович Карелин и его сын Дмитрий, проживавшие в хуторе Красный Ключ, в январе 1930 года были арестованы органа­ми ОГПУ за контрреволюционные разговоры. Отец расстрелян, а сын осуждён на 8 лет лагерей.

Иван Егорович Шалыгин содержал в селе вальцовую мукомольную мельницу. Шалыгины Пётр, Иван и Семён имели в селе Алексан­дрии — хлебный амбар, мануфактурные и бакалейные магазины.

Сыновья Семёна Сергеевича Шалыгина — Назарий и Яков летом 1937 года были арестованы органами НКВД, осуждены за анти­советскую деятельность. Назарий приговорён к смертной казни, а Яков отправлен в исправительно-трудовой лагерь на пять лет. В 1989 году оба реабилитированы.