В 1870 году в Новогригорьевский (с 1900 года — Благодарненский) уезд Ставропольской губернии на постоянное место жительства прибыла большая группа старообрядцев общины Белокриницкой митрополии из Черниговской губернии. Расселились они по нескольким населённым пунктам уезда, а центром общины избрали село Благодарное. В сёла Благодарное и Александрию пришли переселенцы из посадов Воронки, Лужков, Елионка, Млынки Стародубского уезда и Чуровичи Новозыбковского уезда. Так как земля в уезде уже была поделена между коренными жителями, то старообрядцам землю не нарезали, а записали их в категорию иногородних. Пришлось им заниматься торговлей, извозом, различными промыслами.
Официально старообрядческая община Белокриницкой митрополии в Ставропольской губернии была зарегистрирована в 1897 году.
По всему, старообрядцы были людьми не бедными, так как они 115 лет назад осилили строительство в селе Благодарном храма, который был освящён 18 декабря 1901 года. Первоначально храм, сооружённый из камня, получил название Спасо-Преображенский. Через пять лет к зданию с правой стороны был пристроен придел во имя Святителя Николая. С тех пор храм стали называть и Никольским.
Для руководства приходом был избран совет, председателем которого стал Дмитрий Григорьевич Кудрявцев, членами — Терентий Васильевич Белов и Савва Потёмкин. Совет назначил священниками братьев Евфимия и Аверкия Карнышевых. В Александрии служил священник Маркел Привалов. В сёлах Благодарном и Александрии уездная власть разрешила открыть старообрядческие кладбища.
С 1913 года председателем Совета общины и духовным наставником старообрядцев был священник Евфимий Андреевич Карнышев. В 1918 году при установлении в Благодарненском уезде советской власти общину не ликвидировали, действовала она и в 1919 году, когда уезд заняла Добровольческая Армия.
Житель г. Благодарного В.П. Кириллов рассказал легенду о захоронении на территории Спасо-Преображенского храма: «…В начале 20-х годов прошлого века, когда в уезде окончательно установилась советская власть и началось изъятие в храмах золотых и серебряных церковных ценностей, скоропостижно скончалась дочь священника. Её похоронили на территории храма, положив в гроб много ценных предметов и украшений. Поэтому, когда в 30-е годы по инициативе комсомольцев храм разрушили, находились граждане, которые тайно вели раскопки, в надежде найти клад, но безуспешно».
По сведениям краеведа А.И. Кашпорова, Спасо-Преображенский храм был разрушен в 1934 году. На его месте начали строить общественную баню. Удалось установить, что в 1935 году строительством бани занимался завотделом коммунхоза Иван Лаврентьевич Крылов, а с мая 1936 года — новый завотделом Николай Демьянович Пастухов.
Стройка шла крайне вяло. Председатель райисполкома К.И. Крутько в ноябре 1937 года на следствии в районном отделе НКВД дал отрицательную характеристику Н.Д. Пастухову: «…Заведующий отделом коммунального хозяйства Пастухов занимался вредительством систематически, из года в год. Уже 4 года в селе Благодарном строится баня, в неё вложены громадные средства, однако, кроме фундамента ничего не построено».
Н.Д. Пастухова арестовали и по приговору Тройки Управления НКВД Орджоникидзевского края приговорили к 10 годам лагерей. Срок отбывал на лесоповале в Коми, но в конце 1939 года был оправдан и выпущен на свободу.
В 1943 году стены бани возводили пленные немцы. Но вскоре их перевели на другие, более важные стройки. Так уж случилось, здание пришлось достраивать на взносы пайщиков Н.Д. Пастухову, который с июня 1954 по декабрь 1957 года работал в должности председателя Благодарненского райпотребсоюза.
Объект сдали в 1955 году, но вместо бани в центральной части здания открыли магазин, а в крыльях здания обустроили пять квартир для работников сельской кооперации. Магазин «Продукты» в городе Благодарном по улице Комсомольской, известный в народе под № 12, в настоящее время принадлежит предпринимателю А.И. Ковалю.
В 2012 году у А.И. Кашпорова созрел план заказать художнику А.Н. Воронину картину с изображением Спасо-Преображенского храма. В Интернете ему удалось разыскать более 40 фотографий старообрядческих храмов. С этими фотографиями он пришёл к старожилу Ивану Петровичу Кузькину, который просмотрел их и остановился на одной, где храм был похож на наш, и сказал: «Пишите вот этот!»
Картину художника А.Н. Воронина «Спасо-Преображенский храм» можно увидеть в здании Благодарненской районной администрации, а также на выставках, в районном музее, на городских и районных праздниках и мероприятиях.
Владимир ПУЗИКОВ,
Александр РЯЗАНОВ
Картина
Андрея ВОРОНИНА
из коллекции Александра КАШПОРОВА
СПРАВОЧНО
По книгам А.Ф. Рязанова, В.М. Забелина, Памятным книжкам Ставропольской губернии и следственным делам из архива УФСБ
Старообрядцы села Благодарного: Беловы, Бесчастновы, Бушевы, Зебницкие, Карнышевы, Кудрявцевы, Котелкины, Комаровы, Нероновы, Опришко, Поляковы, Потёмкины, Приваловы, Соболевы, Чеботарёвы, Черепенины, Шалыгины.
Купец 2-й гильдии Григорий Семёнович Зебницкий, его сыновья Василий, Фёдор и Александр торговали бакалеей, посудой и галантереей. В советское время в их доме на улице Советской (Широкой) размещался райвоенкомат. Сын — Фёдор Григорьевич Зебницкий, работавший сторожем сенопункта, в августе 1937 года был арестован органами НКВД, в декабре расстрелян за антисоветскую деятельность, в 60-е годы реабилитирован.
Купец Илларион Лазаревич Потёмкин имел магазины в сёлах Благодарном и Высоцком, хлебный амбар в селе Медведском. Торговлей занимались: Терентий Васильевич Белов, Ефим Лазаревич Потёмкин, Федосия Егоровна Потёмкина.
Старообрядцы села Александрии: Беловы, Карелины, Пановы, Приваловы, Сенченковы, Смекаловы (Смыкаловы), Шалыгины.
Ипат Семёнович Белов занимался закупками зерновых культур, имел хлебный амбар, бакалейный магазин. Ефим Белов торговал мануфактурой. Его сын — Павел Ефимович Белов воевал с фашистами, в июне 1943 года пропал без вести на фронте.
Василий Федотович Карелин и его сын Дмитрий, проживавшие в хуторе Красный Ключ, в январе 1930 года были арестованы органами ОГПУ за контрреволюционные разговоры. Отец расстрелян, а сын осуждён на 8 лет лагерей.
Иван Егорович Шалыгин содержал в селе вальцовую мукомольную мельницу. Шалыгины Пётр, Иван и Семён имели в селе Александрии — хлебный амбар, мануфактурные и бакалейные магазины.
Сыновья Семёна Сергеевича Шалыгина — Назарий и Яков летом 1937 года были арестованы органами НКВД, осуждены за антисоветскую деятельность. Назарий приговорён к смертной казни, а Яков отправлен в исправительно-трудовой лагерь на пять лет. В 1989 году оба реабилитированы.