Убиты и забыты


Тема Великой Отечественной войны не отпускает уже не одно поколение моих  соотечественников…

15 мая этого года я приехал на восточную окраину села Алексеевского к предполагаемому месту массовой казни мирных советских граждан, но самостоятельный поиск не дал результата, и тогда я вернулся в село. В 1977 году работал учителем истории в Алексеевской СШ №11 и хорошо был знаком со многими селянами. Прошло много лет с той поры, но пенсионер Алексей Иванович Ерохин меня признал сразу же и поведал мне историю тех трагических событий, очевидцем которых ему довелось стать.

Родился он в 1934 году в селе Алексеевском. Вся его трудовая деятельность связана с колхозом «имени Ленина». Последние годы работал на кошаре неподалеку от места расстрела мирных граждан. Старик по сей день отчётливо помнит те события, словно они случились вчера:

— 21 августа 1942 года в село Алексеевское гитлеровцы и местные полицаи пригнали 6 мужчин, 12 женщин и 8 детей еврейской национальности, а всего 26 мирных жителей. Арестованных не кормили и не давали воды. Накануне казни их содержали в помещении магазина сельпо в центре села.

Вечером 23 августа 1942 года около 21 часа немцы и полицаи погнали людей на окраину села к старой мельнице. Матери несли на руках обессилевших детей, скорбным был их путь навстречу смерти. Пыль стелилась под коваными сапогами конвоиров.

Сегодня мельница разрушена и не сохранилась. На расстоянии одного километра на восток от села в степи у поворота дороги виднеется небольшой пригорок. Это фундамент мельницы. Здесь и состоялась казнь мирных граждан.

Убийцы тщательно выбрали место для казни. Обречённых обыскали, заставили раздеться и подвели к подвалу. Каратели уложили свои жертвы на землю лицом вниз и стали расстреливать.

Душераздирающие крики и плач детей не остановили палачей. По окончании казни нелюди произвели контрольные выстрелы в головы своих жертв. Трупы жертв сбросили в яму и забросали землёй. Одежду убитых они забрали с собой и затем бесстыдно ходили в ней по селу.

Алексей Ерохин и другие мальчишки играли в это время на выгоне за селом и видели, как обречённых гнали на смерть. Алексей Иванович поясняет, что убивали мирных граждан исключительно четверо местных полицаев. Немцы стояли в стороне и охраняли место казни. От выстрелов и криков мальчишки испугались и убежали домой.

Когда же на следующее утро они пришли к месту расстрела, то увидели залитую кровью траву, брошенные карателями вещи, зубные протезы, детские игрушки.

Минуло 73 года после этой трагедии, а несчастные по-прежнему лежат на месте убийства, там, где их казнили полицаи. Ныне живущие свидетели той трагедии, давно превратились из босоногих мальчишек в убелённых сединами стариков. Но их память сохраняет  ужас тех событий. Место нахождения могилы ни для кого не является секретом и о нём хорошо осведомлены жители и должностные лица села Алексеевского и Благодарненского района. Убиты и забыты! Не по-людски получается, что брошено и не ухожено скорбное место, что селяне пасут здесь скот. Земля, где покоятся убитые, отнесена к сельхозугодьям. Может быть, настало время перезахоронить погибших в надлежащем месте?

25 апреля 2013 года президент России Владимир Владимирович Путин подписал Указ «О подготовке и проведении празднования 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов». Учитывая всемирно-историческое значение победы над фашизмом, президент постановил федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления привести в порядок воинские захоронения и мемориальные комплексы, памятники и обелиски, могилы партизан, подпольщиков и узников нацистских концлагерей и тюрем, а также организовать  поиск и захоронение останков воинов, погибших при защите Отечества.

Подобные захоронения имеются и в других сёлах района.

В сентябре-октябре 1942 года в селе Бурлацком было убито 17 человек эвакуированных, из них 10 человек вывезены для расстрела в село Спасское (часть из них — евреи). По воспоминаниям бурлачан, казнены они были в районе старого скотомогильника.

Светлана Васильева живёт ныне в городе Москва. Она сообщила, что её мама —  Клавдия Антоновна Васильева (в девичестве Литвиненко), 1924 года рождения, уроженка Бурлацкого, труженица тыла, рассказывала, как согнали евреев с детьми к скотомогильнику и расстреляли.

Взрослые попадали, закрыв детей. На рассвете местный врач пошёл туда, услышал детский плач, вытащил детей из-под мёртвых и забрал в больницу. Потом нашёлся предатель и донёс, что еврейские дети живы, немцы повесили врача. Светлая память всем погибшим замученным…

В августе 1942 года в селе Спасском были замучены и убиты местными полицаями 49 человек, в т.ч. Мария Минакова и двое её детей — Вера, 5 лет, и Роза, 2 лет, Л.Ч.Казавчинский и Р.Казавчинская, а также 44 эвакуированных, исключительно женщины и дети. Часть из них была привезена в Спасское из других сёл, в частности, из Благодарного. Накануне казни их содержали за каменным забором в колхозной бригаде рядом с мельницей. Отсюда их по просёлочной дороге погнали на расстрел местные полицаи. Казнь была проведена в 2 км от села в районе Спасского карьера. Многие годы спустя по просьбе директора местной школы участника ВОВ Якова Абрамовича Кременя в колхозной мастерской был изготовлен обелиск из металла. Установили обелиск на месте гибели людей. Сюда часто приходили спассчане и возлагали цветы. Теперь же могила заброшена и зарастает травой.

Неоднократно обращался я к руководству района по вопросу перезахоронения убитых граждан, получал обещания разобраться, но дело так и не сдвинулось с места. Чиновники предлагают обратиться в еврейскую общину Ставропольского края, быть может, та окажет материальную помощь в установке мемориального знака на могиле. Возможно, это и правильно, но захоронения находятся на нашей земле…

Да не уж-то очерствели души людские до такой степени, и не найдём мы всем миром средств на отдание памяти убитым извергами детям, женщинам и старикам?

Сегодня общество забывает о событиях второй мировой войны. Уходят из жизни ветераны тыла и участники сражений Великой Отечественной войны,  люди, которых объединяла общая борьба против фашизма. Это были представители различных политических, философских, религиозных убеждений, объединённые одним — сохранить в памяти народов то, что фашизм во всех его проявлениях был и остаётся преступлением против человечности.

Может, всё же настало время провести перезахоронение расстрелянных в августе-октябре 1942 года в сёлах Алексеевском, Бурлацком и Спасском советских  граждан еврейской национальности?

Ныне в Европе и «братских» республиках разрушают обелиски и глумятся над могилами советских солдат-освободителей. А палачам и предателям их фашиствующие потомки устанавливают памятники. Так будем достойны вечной памяти погибших солдат, невинно убиенных их жён и детей. Не позволим же предать забвению их подвиги и мученическую погибель. Родину, народ любить — память в сердцах хранить…

Владимир КОЛЯБИН