С 13 апреля общеобразовательные организации Ставрополья временно перешли в режим дистанционного обучения. По информации управления образования и молодёжной политики администрации Благодарненского городского округа, по завершении весенних каникул все образовательные организации района (6 344 обучающихся) временно перешли на дистанционный формат обучения.
Образовательный процесс организован благодаря использованию различных технологий, которые обеспечивают коммуникацию между преподавателем и учеником в «удалённом» формате.
У тех, кто не имеет возможности воспользоваться образовательными платформами изза отсутствия интернета или компьютера/планшета, обучение проходит в индивидуальной форме, через смс и ммс.
Дети занимаются по индивидуальным планам, разработанным учителями: читают учебники, ежедневно изучают новый материал и выполняют задания. Им дают достаточно времени, чтобы в случае проблем с загрузкой страниц в интернете они могли сдать работу, когда им это удобно.
Педагогам общеобразовательных организаций, находящимся в условиях домашней самоизоляции, обеспечены условия организации образовательного процесса.
Одним из главных акцентов является полноценная реализация образовательных программ общего образования в части предметов, определённых для государственной итоговой аттестации для обучающихся 9-11 классов.
С 20 апреля в помощь школьникам, у которых нет достаточного технического оснащения для дистанционного обучения, на телеканалах «СвоёТВ», «Кавказ-24», «АТВ» при поддержке губернатора Ставрополья стартовал проект — телеуроки по всем дисциплинам для учащихся 4-11 классов.
Лучшие учителя края в процессе таких занятий не только объяснят наиболее сложные темы, но и помогут школьникам и их родителям сориентироваться в логике изучаемых предметов, а также заинтересовать обучающихся к поиску ответов на проблемные вопросы.
Кроме того, с 27 апреля министерство просвещения Российской Федерации запускает новый телепроект, направленный на подготовку старшеклассников к сдаче единого государственного экзамена. Это ежедневные уроки на общественном телевидении.
Дистанционка в действии
И вот первая неделя дистанционного обучения позади. В том, насколько успешным был старт и каковы первые итоги, «Благодарненские вести» разбирались вместе с учителями, учениками и их родителями.
Как выяснилось, первая неделя дистанционки прошла в районе, мягко говоря, нервно. К новому формату приспосабливались все участники образовательного процесса: педагоги, дети и их родители.
Всю минувшую неделю социальные сети и школьные чаты плавились под воздействием высокого градуса страстей: тотальная дистанционка обнажила множество проблем — от неготовности образовательных платформ к огромной нагрузке до несобранности школяров, многие из которых восприняли учёбу из дома как казачью вольницу. Родители озадачились вопросом, что делать дома с дистанционно обучаемыми детьми, особенно если их несколько, компьютер один на всех, а интернет нестабилен. Педагоги тоже оказались в непривычной для себя ситуации и всеми силами старались помогать подопечным влиться в новую систему обучения. Обо всём этом читайте в нашем материале.
Учусь строго по расписанию
— Даже на дистанционном обучении стараюсь соблюдать режим дня, — рассказывает десятиклассник Максим. — Подъём в 8 часов, зарядка, водные процедуры, завтрак. В 8.30 приступаю к занятиям по утверждённому расписанию. Изучаю тему урока, выполняю домашнее задание, отправляю преподавателю на проверку, получаю оценку.
В подготовке и выполнении заданий пользуюсь не только учебниками, но и рекомендованными школой интернет-платформами, такими как «Российская электронная школа», «Учи.ру» и другими. На выполнение заданий уходит от пяти до одиннадцати часов в день.
После выполнения школьной программы занимаюсь дополнительным образованием, связываясь со своим педагогом. Получаю задание, выполняю и записываю на видео, затем отправляю. По школе немного скучаю, но заниматься дома мне нравится.
Хочу в школу
— Стараюсь вставать пораньше, но получается часов в 10-11, — делится своим обучением на дистанционке семиклассник Андрей. — Первым делом открываю компьютер и вхожу на интернет-платформу «Якласс», чтобы педагоги видели, что я занимаюсь.
Потом выполняю домашние задания по предметам, фотографирую и отправляю на электронную почту педагогам. Часто бывают сбои, то домашка не отправится, то платформа зависает. Обычно занимаюсь до самого вечера. Учиться дома, конечно, хорошо, но я хочу в нормальную школу, где каждый день есть возможность встречаться и общаться с одноклассниками и учителями.
Дистанционка
вполне устраивает — В первые дни перехода на дистанционное обучение старался жить по школьному расписанию, — признаётся девятиклассник Сергей. — Вставал рано и садился за уроки. Потом стал немножко лениться. Никто же не проверяет, родители на работе. Просыпаюсь как получится, включаю компьютер и начинаю заниматься. Просматриваю видеоуроки на интернет-платформах, рекомендованных школой.
Потом выполняю домашнее задание, отправляю педагогам на ватсап, по электронной почте. По некоторым предметам прохожу интернет-тестирование и сразу получаю оценки. Если честно, то возвращаться в школу пока не хочется, меня вполне устраивает дистанционное обучение.
Контроль и ещё раз контроль
— Наивно понадеялся, что дочьдесятиклассница способна самостоятельно организовать свой рабочий день, — рассказывает наш читатель Вячеслав из города Благодарного. — Тем более, что время проведения уроков на дистанционном обучении (с 8.30 до 13 час.), календарно-тематические планы работ по предметам, темы домашних заданий были разосланы школьникам заранее.
Сиди, учись! Так нет же, родители на работе, никто не контролирует. В итоге — стабильный сон до обеда, потом долгая раскачка и наконец-то, не вылезая из любимой пижамы, дочь садится за уроки. Всё обучение на дистанционке ограничивается только выполнением домашних заданий по предметам и отправкой фотоотчёта о проделанной работе педагогам на ватсап.
В общем, я понял, что детям на дистанционке нужен контроль, контроль и ещё раз контроль.
Слишком большой объём
— Сын, в принципе, особо не разочарован тем, что вместо обычного посещения школьных занятий обучается дома на дистанционке, — делится впечатлениями Николай, отец десятиклассника. — Ежедневно в спокойной домашней обстановке в установленное время садится за свой рабочий стол и выполняет задания по предметам, а затем отправляет отчёты учителям-предметникам, получая за это оценки. Кроме того, использует в процессе самообучения возможности онлайнплатформ. Благо для этого имеются все необходимые технические возможности.
В качестве «плюсов» дистанционного обучения хочу отметить то, что ребёнку предоставлена возможность самостоятельно изучать темы занятий, в случае необходимости искать помощь не только в учебниках, но и в других источниках информации, рассчитывая только на себя и свои знания. Ну и, конечно, самоконтроль.
«Минусы» в том, что нет живого общения с педагогами, одноклассниками, а также большой объём заданий, на выполнение которых уходит много времени.
Домашнее обучение только на пользу
По мнению отца троих детей Алексея, дистанционное обучение — это то, что надо:
— Старший сын учится в институте, тоже на дистанционке, младший — второклассник, дочь — шестиклассница. С удовольствием занимаются дома и даже не высказывают желания пойти в школу. Дома, в спокойной привычной обстановке каждый выполняет задания по школьному расписанию, старшие помогают младшим.
Потом отсылают «домашку» своим педагогам, получают хорошие оценки. Складывается впечатление, что за неделю дистанционного обучения багаж знаний моей детворы значительно обогатился.
По словам самих учителей, нагрузка на них увеличилась в разы по сравнению с традиционным обучением в школе. Об этом говорят и те, кто взаимодействует с учениками с помощью мессенджеров. Времени на дом и семью не остаётся.
Но в большинстве своём в открытую негативное отношение к дистанционке высказывать не решаются, говорят, не для печати.
Дистанционка — тяжёлый труд
По признанию учительницы начальных классов Елены Васильевны, переход на дистанционное обучение учащихся начальной школы работы значительно прибавил:
— Каждое утро рассылаю детям задания на один день. Дети делают и я постоянно на связи, только ноутбук успевает пикать, когда приходят выполненные задания. Частенько у когото из учеников что-то не открывается в интернете, кто-то не так снял выполненную работу, неправильно отправил учителю и т. п.
В общем, даже технических проблем хватает. И так целый день на связи с учениками. К вечеру уже и шея, и спина болят. Думала, много дел дома переделаю, где там, ещё же и поесть надо приготовить. Своему ребёнку-первокласснику помочь выполнить задание. Так что работа педагога на дистанционке — тяжёлый труд.
Нет живого общения
— На мой взгляд, дистанционное обучение — это, скорее, самообразование, — считает учитель русского языка и литературы Ольга Ивановна. — Оно предполагает обратную связь ученика с учителем посредством интернета или телефонной связи (ватсап, электронная почта и т. п.), в связи с чем значительно увеличивается нагрузка на педагога.
Рекомендованные информационные образовательные ресурсы для организации дистанционного обучения школьников («Якласс», «Учи.ру» и др.) предполагают контроль знаний обучающихся, но никак не обучение.
С одной стороны, в режиме самоизоляции дистанционка предполагает хоть какую-то занятость учащихся. С другой, если ребёнок ответственный, то он проводит за компьютером очень много времени, что отрицательно влияет на его здоровье.
И главный недостаток дистанционного обучения — нет живого общения учителя и ученика, как говорится, глаза в глаза. И, как следствие, нет дискуссий, нет интересных уроков.
Главное — соблюдать дисциплину!
— Педагоги Благодарненского городского округа могут и готовы работать дистанционно, — уверена директор Сотниковской СОШ №4 Галина Лапина. — Сейчас главное — соблюдать дисциплину. Во всём и всем: сидеть дома, организовать ребёнка на дистанционное обучение по расписанию, контролировать выполнение заданий.
У нас всё получится! Учителя дают дифференцированные и разноуровневые задания. Организован индивидуальный подход. Мы всегда на связи. Главное, будем терпимы друг к другу. Дистанционное обучение — это не проблема. Всё решаемо!
Ничто не заменит живое общение
В общем, как выяснилось, говорить о чётко выстроенной системе дистанционного обучения пока не приходится. Учителя вымотаны, дети расслаблены, родители недовольны.
Впрочем, положительные отзывы тоже есть. Для реализации дистанционного обучения региональное министерство образования разрешило школам использовать разные возможности — кому что удобно.
Это и онлайн-платформы, и мессенджеры, и соцсети. Более того, через смс, по телефону или в бумажном варианте учитель может передавать домашние задания и консультировать.
На деле так и вышло. Где-то используют возможности онлайн-платформ, причём разных — «Российская электронная школа», «Учи.ру», «Решу ОГЭ» и другие. Кто-то отдал предпочтение бесплатным сервисам Zoom, Google Класс. Третьи ограничились общением через соцсети или мессенджеры.
С одной стороны, отсутствие строгих требований даёт возможность не прерывать процесс и хоть как-то закончить учебный год. С другой — вызывает недовольство родителей и детей. Претензий достаточно.
Самые распространённые — жалобы на регулярные сбои в работе платформ, отсутствие дистанционных уроков как таковых, невозможность получить оперативный ответ от учителя.
Многие заявляют о возросшей нагрузке. Кроме того, не все дети обеспечены компьютерами или гаджетами. Для них педагоги вынуждены готовить задания в бумажном варианте, передавать через родителей. В свою очередь, школьники выполняют работы и передают их учителям.
Также педагоги указывают на неудобство работы из дома — вести уроки вживую гораздо удобнее. К тому же, на расстоянии сложно организовать детей. Есть нарекания по поводу недостаточного родительского контроля, нежелания детей выполнять задания самостоятельно — зачастую школьники списывают решения с сайтов, где размещены готовые домашние задания (ГДЗ).
Ещё один повод для беспокойства — вероятность негативных последствий дистанционки. Педагоги опасаются, что к концу учебного года дети сильно расслабятся и к началу следующего организовать их будет сложно.
И главное — сколько бы родители и учителя не критиковали друг друга, объединяет их общая позиция: живое общение между детьми и педагогами очень важно. И заменить его невозможно ни суперсовременными онлайн-платформами, ни соцсетями, ни мессенджерами.