Церковь, как заботливая мать, постепенно готовит своих чад к Великому посту, особому времени в жизни каждого христианина. Вскоре после праздника Богоявления Господня начинаются подготовительные недели к Великому посту, установленному в воспоминание того, что Сам Господь Иисус Христос удалился после Крещения в Иордане в пустыню для сорокадневного поста.
Предваряют Святую Четыредесятницу следующие недели: о мытаре и фарисее, о блудном сыне, о Страшном суде и непосредственно перед началом поста, — сырная седмица и Прощёное воскресенье.
Для Бога, который зрит в сердца человеческие, важна мотивация наших поступков, а не только внешнее проявление человека. Ведь можно обладать безукоризненным поведением в глазах людей, а в сердце носить сатанинскую гордыню и высокомерие: “Я лучше, чем все эти грешники!”. Об этом Церковь напоминает в неделю мытаря и фарисея, когда ставит в пример смиренную молитву мытаря, сборщика податей, которого людское мнение считало негодным человеком, и предостерегает от настроения фарисея, который при всех своих добрых делах с презрением и высокомерием смотрел на ближних. Только добродетели (пост, молитва, милостыня и пр.), сопряжённые со смирением, угодны Богу. Нельзя забывать слова Священного Писания: “Бог гордым противится, а смиренным дает благодать” (Притч. 3, 34).
На Богослужениях подготовительных недель к дням Великого поста не перестают звучать умилительные покаянные песнопения: “Покаяния отверзи ми двери Жизнодавче…” Следующая подготовительная неделя — о блудном сыне настраивает человека на покаянный подвиг. В евангельской притче о блудном сыне, которую Церковь предлагает нашему вниманию, ярко выражено милосердие и долготерпение Божие к кающемуся грешнику. Стоит нам, как блудному сыну, осознать свои грехи, покаяться и пойти навстречу Богу, как Господь с открытыми объятиями примет нас, обогреет и утешит. Ещё один важный урок даёт эта притча – только в верности Небесному Отцу возможно счастье для человека, и как бы ни блестела мишура греховной свободы, она оставляет лишь горечь и разочарование. Спасительные дни предстоящего Великого поста, как раз служат тому, чтобы покаяться пред Господом, очистить храм своей души и сподобиться соединения с Богом в причащении святых Христовых Тайн. “Сказываю вам, — говорит Господь, что на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужду в покаянии.” (Лк. 15, 7).
В неделю о Страшном суде Господь наш Иисус Христос открывает нам тайну грядущего Суда, который последует за Его вторым славным пришествием. О чём Христос спросит на страшном суде? Кого мы накормили, одели, посетили в несчастье, словом, какие совершили дела милосердия по отношению к ближним. Нельзя забывать в предстоящие дни Великого поста, как и во все дни жизни нашей, что Господь ждёт от нас деятельной любви по отношению к ближним, то есть ко всем, кто окажется с нами рядом, по Промыслу Божию, на жизненном пути. Предваряя неделю о Страшном суде, Церковь призывает проявить любовь и милосердие к усопшим, установив Вселенскую родительскую субботу. В этот день мы молимся о наших усопших сродниках, а также о тех, кто отошёл в мир иной в результате несчастных случаев. Поминовение усопших и память смертная отрезвляюще действуют на душу, которая забывает вечность и слепо привязывается к мимолётным и тленным вещам. “И увидел я мертвых малых и великих, стоящих перед Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни, и судимы были мертвые по написанному в книгах сообразно с делами своими.” (Апок. 20, 12).
Последняя приготовительная неделя к Великому посту называется Масленицей. «Масленица» — название народное. В церковном календаре эта седмица носит название сырная, т.к. по уставу разрешается вкушение только сырно-молочной пищи, рыбы и яиц. Здесь уже налицо постепенный переход к посту.
Безудержное, неумеренное веселье и разгул, а особенно языческие суеверия (сжигание Масленицы и др.) противоречат значению сырной седмицы. На пороге благодатных великопостных дней душа переживает радостный подъём в предвкушении «духовной весны» — покаянного, очистительного и возрождающего времени поста. Хождение друг к другу на блины на Масленицу соответствует духу благочестия, даёт удобный повод забыть обиды и разногласия, помогает преодолеть замкнутость и отчуждение.
Заканчивается сырная седмица Прощёным воскресением (в этом году — 2 марта). Чин прощения, совершаемый в этот день, настойчиво призывает нас сбросить с души камень ожесточения и обид, найти в себе силы простить всех ради Христа. “Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш небесный” (Мф. 6, 14).
Только примирившись с окружающими нас людьми, исторгнув из сердца обиду и ненависть, можно богоугодно вступить на спасительный путь Великого поста, ведущий нас к светлой пасхальной радости.
Настоятель Космо-Дамиановского храма протоиерей
Алексий Егоров