Вдовий век матери-героини Акмалай Мартаевой


Шестнадцатилетняя смуглянка Акмалай весело погоняла вола по просёлочной дороге аула Башанта навстречу восходящему солнцу, а если быть точнее — направлялась на бричке в сторону поля колхоза им. Тельмана. Прошло восемь лет с тех пор, как закончилась.

Великая Отечественная война. В начале 50-х годов ХХ века разрушенное войной сельское хозяйство полностью так и не восстановилось, не было обеспечено сельхозмашинами, в основном в ходу был гужевой транспорт.

Детство Акмалай — дочери Сёиндык ага и Аксултан енге — выпало на военное и послевоенное  время. 3 февраля 1941 года ей исполнилось четыре года. В 1945 году Акмалай стала учащейся Башантинской начальной школы. Своенравная девочка с отличием окончила третий класс и на этом поставила жирную точку, объявив, что далее  учиться не хочет (одежды не было, сумка из разноцветных лоскутков ткани, к тому же,  чтобы продолжить учёбу, нужно было уезжать в другое село).

Старший брат, известный среди туркмен своей образованностью, сказал: «Не хочешь учиться, вот тебе орудие труда — иди работать».

Проработала разнорабочей некоторое время, потом  пересела на гужевой транспорт. Брат Тойкей Чершеевич, он же её непосредственный начальник-бригадир, поручил сестре вывозить пшеницу нового урожая из-под комбайна на колхозный ток.

Девушка не унывала, лихо подъезжала к комбайну, загружала бричку, возвращалась на ток и вручную выгружала зерно. При этом весело напевала, голося во всё горло, что-то задорно выкрикивая на ходу. И так целый световой день, всю уборочную страду, в жару, вся в пыли ездила туда и обратно по проложенной ею дороге «поле-ток». А после завершения уборки урожая сопровождала машину с зерном на Будённовский элеватор.

Её трудовая деятельность в Башанте закончилась, когда старшая сестра Хантувак вышла замуж за парня из аула Эдельбай. Через некоторое время и Акмалай перебралась к ней, чтобы нянчить новорождённых племянниц Гульджехан, Алмахан и племянника Батралы. Здесь она и встретилась со своим суженым.

Много эдельбайских парней сватались к красавице-смуглянке, но она выбрала сына вдовы Хаджипатмы Дурды Мартаева.

Дурды с матерью жили небогато в маленьком саманном домике. Жених и невеста  сошлись характерами, оба весельчаки, любители шуток и исполнители туркменского этнического танца под кавказскую мелодию. Сестра Хантувак сшила невесте свадебный национальный головной убор (чембер и дастар) и туты (занавеска, за которой сидит невеста). А по заказу мамы Аксултан мастерицы приготовили ей  национальный свадебный костюм (камзел) ставропольской туркменки. Свой свадебный наряд Акмалай аджа хранит до сих пор. Они с мужем Дурды Махарадиновичем Мартаевым были заметной парой, все свадьбы в ауле начинали они, задорно танцуя кавказский танец, затем выходили и другие пары в танцевальный круг.

Молодые годы, когда Акмалай с супругом весело катались на велосипеде, зажигательно танцевали на туркменских свадьбах, промчались, как ахалтекинский конь,  ни на миг не замедлив своего шага.

В семье один за другим с разницей в один год рождались сыновья и дочери. Из десяти детей выжили восемь: Мурат, Муслимет, Медине, Муксынат, Максут, Махмут, Мансур, Айджемал. Советское правительство наградило Акмалай медалью «Мать-героиня».

Акмалай исполнилось лишь 37 лет, когда по туркменскому обычаю надела она чёрный траурный халат, накинула на голову чёрный вдовий платок и, не отсидев дома шесть месяцев траура, вышла на работу.

Ей одной предстояло растить, кормить, одевать, учить, справлять свадьбы восьмерых детей и находить общий язык с двумя пожилыми женщинами — свекровью и родной мамой, жившими с ней под одной крышей.

Бабушка Хаджипатма после смерти своего единственного сына Дурды так ни разу и не появилась на улице, не ходила в гости и даже ни разу не переступила ногой за калитку своего двора. Хаджипатма эдже (бабушка) своё время посвятила оставшимся без отца внукам и внучкам, стала для них второй мамой. Она выполняла всю домашнюю работу: готовила, стирала, пекла на всю семью туркменский хлеб (эпмек), шила и штопала их одежду.

Свою маму дети стали называть нэнэ. Акмалай Сёиндыковна рано утром уходила на работу и поздно вечером возвращалась, когда дети уже спали. Изо дня в день, из года в год выходила на сезонные сельскохозяйственные работы. Выезжала в неурожайные годы с такими же, как она, вдовушками Акмаглай Минаевой, Гульдже Абдулаевой, Сахипджемал Беркелиевой на заготовку соломы за пределы Благодарненского района, ездила в командировки со своими приятельницами в Краснодарский край на уборку свёклы.

Помимо совхозных работ, вдова заготавливала на зиму топливо (кизяк, дрова, уголь) и корм (солому, сено, комбикорм, силос) для домашнего скота и птицы, одной зарп-латой и пенсией по потере кормильца в 12 рублей детей поднять на ноги она бы не смогла. Многодетная мама выполняла всю мужскую и женскую работу: разгружала и скирдовала солому и сено, ездила в село Серафимовское на помол зерна, меняла зерно на картошку в других районах, белила комнаты и мазала дом, выполняла ещё много малых и больших дел, которых уж и не перечислишь.

Через 13 лет после смерти сына свой земной путь завершила и свекровь Хаджипатма. Как и положено по мусульманской традиции ставропольских туркмен, Акмалай справила все траурные и поминальные церемонии — садака (похороны, 3, 7, 40, 52, 100 дней и год) при стечении жителей аула и родни из других районов.

К тому времени подрос старший сын Мурат, когда пришло его время отдать долг Родине, Акмалай аджа опять пригласила всё туркменское население аула и соседних сёл на проводы сына в армию. Теперь главной помощницей матери стала дочь Муслимат. Шестнадцатилетняя девушка получила право на вождение трактора, в 70-е годы XX века Муслимат стала единственной девушкой-трактористкой в откормсовхозе «Благодарненский». Домашнюю работу  выполняли младшие сыновья и дочери. Медине среди соседей вообще прославилась тем, что очень чисто стирала. Вся округа приходила посмотреть на её свежевыстиранное постельное бельё. Приученные с детства к домашнему труду, её сыновья до сих пор занимаются разведением домашних животных, собаководством, коневодством.

Акмалай аджа  никогда не жаловалась на свою вдовью судьбу, силы нужно было беречь, чтобы работать столько, чтобы дать возможность своим детям учиться, одеваться по моде и получить профессии, устраивать проводы, а потом и встречи сыновей, достойно служивших в рядах Советской Армии.

После выполнения сыновьями армейского долга женила их, дочерей выдала замуж, всем сыграла свадьбы согласно туркменским обычаям, когда семейное торжество длится три дня и приглашается весь аул и ещё родня из других туркменских аулов. Всем дочерям готовила приданое для невесты, а невесткам — калым согласно моде и традициям туркменского народа.

Сама Акмалай Сёиндыковна имела только начальное образование, для своих невесток она хотела другой доли, мечтала видеть их образованными специалистами, поэтому всем трём разрешила учиться дальше и получить специальности учителя, швеи, бухгалтера. Сочла нужным и дала им возможность получить высшее образование. Все её дети построили дома, усадьбы и живут каждая семья в отдельности.

Дети, внуки, правнуки Акмалай Сёиндыковны Мартаевой заняли свою нишу в этой непростой жизни: Мурат Дурдыевич совершил хадж в священный город мусульман Мекку, Муслимат — знатная и единственная трактористка, сыновья Максут, Махмут, Мансур — известные собаководы. В 2016 году собаки Мансура Дурдыевича Мартаева, хортые  борзые, стали чемпионами всероссийских соревнований, принеся славу аулу Эдельбай. Медина Дурдыевна — повар, её старший сын Ислам выращивает коней ахалтекинской (туркменской) породы.

Муксынат Дурдыевна вышла замуж за азербайджанца, её дочь Севиль работает адвокатом в Азербайджане, дочь Джана — майор полиции, сын Замин — юрист, Руслан — предприниматель. Айджемал Дурдыевна — ветеринар, её дочь — фельдшер. Айджемал ухаживает за мамой Акмалай Сёиндыковной. В свой дом Акмалай аджа возвращается, когда затоскует по родному крову.

Среди её потомков: учителя Сенемхан, Гозель, Зульфия, банковский работник Айчемен и работник газового участка Арслан, земледельцы и строители Руслан и Максат, Руслан Ширинов — предприниматель, внучки Токтосултан (фельдшер) и Альбина (медсестра) следят за здоровьем людей, внучка Гульфия, внуки Байрам и Замин — юристы. Продолжают учёбу Рахим Мартаев — студент Саратовского военного училища, Беслан — студент Ставропольского регионального колледжа. Внук Руслан, внучки Самира и Малика — учащиеся средней школы №14 аула Эдельбай. Самый младший Рамзан   дошкольного возраста. Как сказала Ферузат Мартаева, все невестки у Акмалай Сёиндыковны многодетные. В каждой семье пока по  три-четыре ребёнка.

Род Мартаевых продолжается, все они занимаются любимыми делами: строят дома, выращивают коней, собак, защищают Родину, стоят на страже российских законов, выращивают на фермерских полях пшеницу, как её внук Дурды Мартаев (тёзка дедушки).

 Можно порадоваться за Акмалай Мартаеву: она увидела счастье своих детей, внуков и правнуков. У моей героини восемь детей, двадцать шесть внуков и тридцать один правнук. И по туркменской и мусульманской традиции, увидев счастье людей, чтобы не сглазить, я должна произнести слова благодарения Богу — «Машалла». «Машалла» Акмалай Сёиндыковна празднует своё 80-летие в кругу своих детей и близких людей.

 

Инджихан

МУХАМЕТАЛИЕВА,

а. Эдельбай

Фото автора