ВЕЛИКИЙ ПОСТ


Приближаются дни Великого поста, и Церковь как заботливая мать постепенно готовит своих чад к подвигу воздержания, предлагая через богослужебные тексты и евангельские повествования вникнуть в смысл предстоящего духовного поприща.

За несколько недель до начала поста богослужения приобретают особый характер и покаянную направленность. Одна за одной следуют подготовительные к посту недели: о мытаре и фарисее, о блудном сыне, о Страшном суде и непосредственно перед началом поста, — сырная седмица и Прощёное воскресенье.

Неделя о мытаре и фарисее. Первая подготовительная неделя получила своё название от еван­гельской притчи о мытаре и фари­сее. Господь ставит в пример сми­ренную молитву мытаря: «Боже! Будь милостив ко мне грешнику!», в то же время предостерегая от настроения фарисея, который при всех своих добрых делах с пре­зрением и высокомерием смотрел на ближних. Только добродетели (пост, молитва, милостыня и пр.), сопряжённые со смирением, угод­ны Богу.

Неделя о блудном сыне. В тро­гательной притче о блудном сыне, которую мы слышим в евангельском чтении этой недели, ярко выражено милосердие и долготерпение Божие к кающемуся грешнику. Стоит нам, как блудному сыну, осознать свои грехи, покаяться и пойти навстречу Богу, как Господь с открытыми объятиями при­мет нас, обогреет и утешит.

Неделя о Страшном суде. На­поминанием о грядущем суде Божи­ем Церковь отрезвляет нас от гре­ховного угара и побуждает к пока­янию. В евангельском чтении этой недели Господь открывает нам тай­ну грядущего Суда, который после­дует за Его вторым славным при­шествием. О чём Христос спросит на страшном суде? Кого мы накор­мили, одели, посетили в несчастье, словом, какие совершили дела ми­лосердия по отношению к ближним. Нельзя в дни поста замкнуться на себе, напротив, в это время, как и во все дни жизни нашей, Господь ждёт от нас деятельной любви по отношению к ближним.

Неделя сырная, Масленица. Последняя подготовительная к по­сту неделя получила в простонаро­дье название «Масленицы». В цер­ковном календаре эта седмица но­сит название сырная, так как по уставу разрешается вкушение толь­ко сырно-молочной пищи, рыбы и яиц. Здесь уже налицо постепенный переход к посту. Безудержное, не-умеренное веселье и разгул, а осо­бенно языческие суеверия (сжига­ние Масленицы и др.) противоречат значению сырной седмицы. Хожде­ние друг к другу на блины на Мас­леницу соответствует духу благоче­стия, даёт удобный повод забыть обиды и разногласия, помогает пре­одолеть замкнутость и отчуждение.

Прощёное воскресенье. Чин прощения, совершаемый в этот день, настойчиво призывает нас сбросить с души камень ожесточения и обид, найти в себе силы простить всех пе­ред грядущим подвигом покаяния, ведь «если вы будете прощать лю­дям согрешения их, то простит и вам Отец ваш небесный» (Мф. 6, 14).

Итак, напитавши душу Словом Божиим, примирившись с ближни­ми, мы вступаем на путь духовного труда, ведущего нас к светлой пас­хальной радости. Приглашая своих чад начать «всечестное воздержа­ние», Церковь призывает постить­ся не только телесно, но и духовно, то есть удаляться от зла, обузды­вать язык, бороться с греховными наклонностями.

В этом году, 26 февраля, после Литургии на Прощёное воскресенье, в Космо-Дамиановском храме состоится молебен с обетом трезвости на предстоящий пост. Приглашаем на молебен желающих отказаться от спиртных напитков и табакокурения в дни поста, дабы испросить Божественную помощь в этом добром деле.

На вечернем богослужении пер­вых четырёх дней поста читается Великий покаянный канон препо­добного Андрея Критского, помогая смягчить ожесточившуюся от жи­тейской суеты душу, привести чело­века в тихую пристань покаяния.

В субботу первой седмицы че­ствуется память великомученика Феодора Тирона. В 362 г. визан­тийский император Юлиан Отступ­ник приказал тайно окропить съест­ные припасы на рынках кровью идоложертвенных животных, дабы осквернить Великий пост. Но святой Фёдор, принявший мученическую кончину в 306 г. за исповедание веры Христовой, явился в снови­дении епископу Евдоксию и открыл ему тайное распоряжение нечести­вого императора. По совету велико­мученика христиане ничего не поку­пали на рынке, а питались коливом (варёной пшеницей с мёдом). В вос­поминание этого события в пятницу первой недели Великого поста по­сле заамвонной молитвы Литургии Преждеосвящённых Даров совер­шается освящение колива.

Первое воскресение Велико­го поста — Неделя Торжества Пра­вославия. Празднование это было установлено по поводу окончатель­ной победы Святой Церкви над ико­ноборческой ересью. На семи Все­ленских Соборах, в борьбе с раз­личными ересями, Церковь оконча­тельно выяснила и определила пра­вославное христианское учение. И в 842 г. эпоху Вселенских Соборов венчало празднование Торжества Православия при благочестивом императоре Михаиле, блаженной царице Феодоре и святом патри­архе Константинопольском Мефо­дии. Это не значит, что с IX века уже не появлялось более или не могло появиться ересей; а значит, что все последующие ереси, как бы они ни были многочисленны и разнообраз­ны, находят себе обличение и опро­вержение в определениях семи Вселенских Соборов.

Дай Бог нам, дорогие братия и сестры, постом и молитвой очищать храмы душ наших и соединяться со Христом в Таинстве Причащения. Не забудем и о чтении Священно­го Писания, духовно-нравственных книг, способных укрепить наши души на спасительном пути. Же­лаю крепости душевных и телесных сил на предстоящий подвиг Велико­го поста.

Настоятель

Космо-Дамиановского

храма протоиерей

Алексий ЕГОРОВ

Великий пост


В преддверии Великого поста полезно поразмышлять о предстоящем подвиге воздержания, дабы проходить это духовное поприще осмысленно и богоугодно. Ведь не секрет, что многие из нас воспринимают пост лишь как диету, полезную для здоровья. При этом остаётся в стороне духовная составляющая, придающая посту непреходящий смысл.

Накануне Великого поста Цер­ковь установила сырную седмицу, которая в народе получила назва­ние Масленица. Значение этой не­дели в том, чтобы постепенно под­готовиться к дням поста. Безудерж­ное, неумеренное веселье и раз­гул, а особенно языческие суеверия (сжигание Масленицы и др.) проти­воречат значению сырной седмицы. На пороге благодатных великопост­ных дней душа переживает радост­ный подъём в предвкушении «ду­ховной весны» — покаянного, очисти­тельного и возрождающего време­ни поста. Хождение друг к другу на блины на Масленицу соответству­ет духу благочестия, даёт удобный повод забыть обиды и разногласия, помогает преодолеть замкнутость и отчуждение.

Заканчивается сырная седмица Прощёным воскресением. Только примирившись с окружающими нас людьми, исторгнув из сердца обиду и ненависть, можно богоугодно всту­пить на спасительный путь Велико­го поста, ведущий нас к светлой пас­хальной радости.

Великий пост установлен апо­столами в подражание сорокаднев­ному посту пророка Моисея, а глав­ным образом, по примеру Господа Иисуса Христа, постившегося со­рок дней. «Четыредесятницы не пренебрегайте, — писал святой Иг­натий Богоносец в послании к фил­липийцам, — она составляет подра­жание жительству Христову». В пра­вилах Апостольских (69-е пр.) стро­го предписывается соблюдать Вели­кий пост.

Пост святой Четыредесятницы называется Великим как по количе­ству дней, так особенно по важно­сти и значению его для православ­ного христианина. Этот пост древ­ние христиане приурочили ко вре­мени воспоминания крестных стра­даний Спасителя, чтобы посильным подвигом проявить свою предан­ность и любовь ко Христу, постра­давшему ради нашего спасения. А также, чтобы, очистившись покая­нием, в радости духовной, встре­тить «праздников праздник и торже­ство из торжеств» — светлое Христо­во Воскресение.

По учению святого Астерия Ама­сийского, Четыредесятница Вели­кого поста есть «учительница уме­ренности, мать добродетели, вос­питательница чад Божиих, руково­дительница беспорядочных, спокой­ствие душ, опора жизни, мир проч­ный и невозмутимый; её строгость и важность усмиряет страсти, угашает гнев и ярость, охлаждает и утишает всякие волнения, возникающие от многоядения».

Не надо забывать и о том, что в дни поста нам надо «тщательно очи­стившись молитвою, постом и испо­ведью во грехах, с чистой совестью приступить к святому Причаще­нию», — по слову святителя Иоанна Златоуста.

Приглашая своих чад начать «всечестное воздержание», Цер­ковь призывает поститься не толь­ко «телесно», но и «духовно», то есть удаляться от зла, обуздывать язык, проявлять к окружающим нас людям больше тепла и доброжела­тельности.

На вечернем богослужении пер­вых четырёх дней поста читается Великий покаянный канон препо­добного Андрея Критского, помогая смягчить ожесточившуюся от житей­ской суеты душу, привести человека в тихую пристань покаяния.

В субботу первой седмицы че­ствуется память великомученика Феодора Тирона. В 362 году визан­тийский император Юлиан Отступ­ник приказал тайно окропить съест­ные припасы на рынках кровью идоложертвенных животных, дабы осквернить Великий пост. Но святой Феодор, принявший мученическую кончину в 306 году за исповедание веры Христовой, явился в снови­дении епископу Евдоксию и открыл ему тайное распоряжение нечести­вого императора. По совету велико­мученика, христиане ничего не поку­пали на рынке, а питались коливом (варёной пшеницей с мёдом). В вос­поминание этого события в пятницу первой недели Великого поста по­сле заамвонной молитвы Литургии Преждеосвященных Даров совер­шается освящение колива.

Первое воскресение Великого поста в церковном уставе называ­ется Неделей Торжества Правосла­вия. Празднование это было уста­новлено по поводу окончательной победы Святой Церкви над иконо­борческой ересью. На семи Вселен­ских Соборах, в борьбе с различны­ми ересями, Церковь окончательно выяснила и определила православ­ное христианское учение. И в 842 году эпоху Вселенских Соборов венчало празднование Торжества Православия при благочестивом императоре Михаиле, блаженной царице Феодоре и святом патриар­хе Константинопольском Мефодии. Это не значит, что с IX века уже не появлялось более или не могло появиться ересей; а значит, что все последующие ереси, как бы они ни были многочисленны и разнообраз­ны, находят себе обличение и опро­вержение в определениях семи Все­ленских Соборов.

Дай Бог нам, дорогие братия и сестры, постом и молитвой очи­щать храмы душ наших. Не забудем и о чтении Священного Писания, духовно-нравственных книг, способ­ных укрепить наши души на спа­сительном пути. Желаю крепости душевных и телесных сил на пред­стоящий подвиг Великого поста, ко­торый начнётся уже 23 февраля.

Настоятель Космо-

Дамиановского храма

протоиерей Алексий ЕГОРОВ