Приближаются дни Великого поста, и Церковь как заботливая мать постепенно готовит своих чад к подвигу воздержания, предлагая через богослужебные тексты и евангельские повествования вникнуть в смысл предстоящего духовного поприща.
За несколько недель до начала поста богослужения приобретают особый характер и покаянную направленность. Одна за одной следуют подготовительные к посту недели: о мытаре и фарисее, о блудном сыне, о Страшном суде и непосредственно перед началом поста, — сырная седмица и Прощёное воскресенье.
Неделя о мытаре и фарисее. Первая подготовительная неделя получила своё название от евангельской притчи о мытаре и фарисее. Господь ставит в пример смиренную молитву мытаря: «Боже! Будь милостив ко мне грешнику!», в то же время предостерегая от настроения фарисея, который при всех своих добрых делах с презрением и высокомерием смотрел на ближних. Только добродетели (пост, молитва, милостыня и пр.), сопряжённые со смирением, угодны Богу.
Неделя о блудном сыне. В трогательной притче о блудном сыне, которую мы слышим в евангельском чтении этой недели, ярко выражено милосердие и долготерпение Божие к кающемуся грешнику. Стоит нам, как блудному сыну, осознать свои грехи, покаяться и пойти навстречу Богу, как Господь с открытыми объятиями примет нас, обогреет и утешит.
Неделя о Страшном суде. Напоминанием о грядущем суде Божием Церковь отрезвляет нас от греховного угара и побуждает к покаянию. В евангельском чтении этой недели Господь открывает нам тайну грядущего Суда, который последует за Его вторым славным пришествием. О чём Христос спросит на страшном суде? Кого мы накормили, одели, посетили в несчастье, словом, какие совершили дела милосердия по отношению к ближним. Нельзя в дни поста замкнуться на себе, напротив, в это время, как и во все дни жизни нашей, Господь ждёт от нас деятельной любви по отношению к ближним.
Неделя сырная, Масленица. Последняя подготовительная к посту неделя получила в простонародье название «Масленицы». В церковном календаре эта седмица носит название сырная, так как по уставу разрешается вкушение только сырно-молочной пищи, рыбы и яиц. Здесь уже налицо постепенный переход к посту. Безудержное, не-умеренное веселье и разгул, а особенно языческие суеверия (сжигание Масленицы и др.) противоречат значению сырной седмицы. Хождение друг к другу на блины на Масленицу соответствует духу благочестия, даёт удобный повод забыть обиды и разногласия, помогает преодолеть замкнутость и отчуждение.
Прощёное воскресенье. Чин прощения, совершаемый в этот день, настойчиво призывает нас сбросить с души камень ожесточения и обид, найти в себе силы простить всех перед грядущим подвигом покаяния, ведь «если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш небесный» (Мф. 6, 14).
Итак, напитавши душу Словом Божиим, примирившись с ближними, мы вступаем на путь духовного труда, ведущего нас к светлой пасхальной радости. Приглашая своих чад начать «всечестное воздержание», Церковь призывает поститься не только телесно, но и духовно, то есть удаляться от зла, обуздывать язык, бороться с греховными наклонностями.
В этом году, 26 февраля, после Литургии на Прощёное воскресенье, в Космо-Дамиановском храме состоится молебен с обетом трезвости на предстоящий пост. Приглашаем на молебен желающих отказаться от спиртных напитков и табакокурения в дни поста, дабы испросить Божественную помощь в этом добром деле.
На вечернем богослужении первых четырёх дней поста читается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского, помогая смягчить ожесточившуюся от житейской суеты душу, привести человека в тихую пристань покаяния.
В субботу первой седмицы чествуется память великомученика Феодора Тирона. В 362 г. византийский император Юлиан Отступник приказал тайно окропить съестные припасы на рынках кровью идоложертвенных животных, дабы осквернить Великий пост. Но святой Фёдор, принявший мученическую кончину в 306 г. за исповедание веры Христовой, явился в сновидении епископу Евдоксию и открыл ему тайное распоряжение нечестивого императора. По совету великомученика христиане ничего не покупали на рынке, а питались коливом (варёной пшеницей с мёдом). В воспоминание этого события в пятницу первой недели Великого поста после заамвонной молитвы Литургии Преждеосвящённых Даров совершается освящение колива.
Первое воскресение Великого поста — Неделя Торжества Православия. Празднование это было установлено по поводу окончательной победы Святой Церкви над иконоборческой ересью. На семи Вселенских Соборах, в борьбе с различными ересями, Церковь окончательно выяснила и определила православное христианское учение. И в 842 г. эпоху Вселенских Соборов венчало празднование Торжества Православия при благочестивом императоре Михаиле, блаженной царице Феодоре и святом патриархе Константинопольском Мефодии. Это не значит, что с IX века уже не появлялось более или не могло появиться ересей; а значит, что все последующие ереси, как бы они ни были многочисленны и разнообразны, находят себе обличение и опровержение в определениях семи Вселенских Соборов.
Дай Бог нам, дорогие братия и сестры, постом и молитвой очищать храмы душ наших и соединяться со Христом в Таинстве Причащения. Не забудем и о чтении Священного Писания, духовно-нравственных книг, способных укрепить наши души на спасительном пути. Желаю крепости душевных и телесных сил на предстоящий подвиг Великого поста.
Настоятель
Космо-Дамиановского
храма протоиерей
Алексий ЕГОРОВ