Военный водитель Григорий Греков


Григорий Фёдорович Греков родился в селе Бурлацком в 1911 году. От отца он унаследовал плотницкое дело. В школу не ходил, пропадал в отцовской мастерской, ухаживал за скотом, работал в поле. Но больше всего ему нравилось плотницкое дело и разные механизмы. В селе он считался мастеровым человеком, для младших сестёр Татьяны и Антонины делал санки, лыжи… А однажды выпросил у бабушки Секлетины две старых прялки, снял с них колёса и смастерил велосипед. На самодельном велосипеде он катал сестёр и братьев по улице на удивление сельской детворе.

В начале тридцатых годов Гри­горий вступил в колхоз и успешно работал в плотницкой мастерской. Пришло время, когда в колхозы ста­ла поступать сельскохозяйственная техника, в том числе и автомашины. В местный колхоз пришла разна­рядка на две полуторки ГАЗ-АА, но шоферов не было, надо было кого-то учить управлять новой техникой. Отец решил отправить Григория в Ставрополь на курсы шофёров. Но, так как он был безграмотным, отец договорился с местным учителем, чтобы тот обучил Гришу грамоте.

И Григорий налёг на учёбу, уж очень он хотел стать шофёром. Си­дел за букварём и чистописанием дни и ночи напролёт. Три месяца упорной и плодотворной учёбы не прошли даром, колхоз направил его постигать шофёрское мастерство в Ставрополь. Целый год Григорий Греков учился на курсах ДОСААФ. Вождение сдал на «отлично». Вер­нувшись в колхоз, до призыва в ар­мию работал шофёром.

Когда началась Великая Отече­ственная война, Григорию Фёдоро­вичу исполнилось тридцать лет. Он был женат, с Пелагеей Фёдоровной воспитывал сына Александра. 25 июня 1941 года родные и близкие, провожая Григория на фронт, желали ему успешно разить врага и со ско­рою Победой возвратиться домой.

Воевать Григорию довелось в автороте, водителем грузовой ма­шины. Возил он разные грузы, обе­спечивал фронт боеприпасами, про­довольствием, частенько попадал под артиллерийские обстрелы и бомбёжки. Но вражеская пуля его не брала. Очень скучал по дому и с не­терпением ждал писем. Весточки из дома приходили регулярно, полевая почта №196 работала чётко.

Пелагея Андреевна писала мужу, что на Ставрополье мирно, до фрон­та далеко, а сын Сашка ждёт отца с фронта с подарками, с трофейным пистолетом. В минуты затишья на фронте отправлял Григорий в село Бурлацкое солдатские треугольни­ки, в которых писал, что соскучился по родным и близким, справлялся о делах в колхозе «Волна револю­ции», интересовался ходом уборки урожая и заготовкой кормов на зиму.

Осенью 1941 года в ходе опе­рации «Тайфун» под Вязьмой (это 165 километров восточнее Смолен­ска) во вражеское окружение по­пали 37 дивизий Красной Армии, 9 танковых бригад, 31 артиллерий­ский полк Резерва Главного коман­дования и полевые управления че­тырёх армий, общим числом до 600 тысяч человек. Всего в октябре 1941 года в боях под Вязьмой погибло около 400 тысяч советских граждан. В ходе прорыва из окружения вы-шли 85 тысяч, однако в плен попа­ли десятки тысяч советских солдат и офицеров. 7 октября 1941 года го­род Вязьма был оккупирован немец­кими войсками.

Совинформбюро сообщало: «…В течение 13 октября наши вой­ска вели бои с противником на всём фронте, особенно упорные на Вя­земском и Брянском направлениях. После многодневных ожесточённых боёв, в ходе которых противник по­нёс огромный урон людьми и воо­ружением, наши войска оставили г. Вязьму».

В предполагаемые сроки не вы­шел из окружения и красноармеец Григорий Фёдорович Греков, его за­писали погибшим 15 октября 1941 года под Смоленском, о чём было сообщено его жене Пелагее Андре­евне.

Я не располагаю сведениями, как Григорию удалось спастись в этой жесточайшей бойне. Но пись­ма с фронта от него продолжали по­лучать в Бурлацком. Григорий сооб­щал, что он с группой бойцов вышел из окружения и продолжает воевать с фашистами. Так было вплоть до 3 марта 1943 года (дата смерти). Он писал, что за бои под Вязьмой на­граждён медалью «За отвагу». А в одном из боёв на территории Ка­лужской области был тяжело ра­нен, тем не менее, под градом пуль вывез с поля боя 18 раненых сол­дат и офицеров. За этот подвиг он был награждён орденом Красной Звезды. Но ранение было настоль­ко тяжёлым, что военврачи ока­зались бессильны. Отважного во­енного водителя-красноармейца Г.Ф.Грекова не стало, его похорони­ли вместе с боевыми товарищами в братской могиле под Калугой.

В начале 60-х годов в деревне Ко­новке Кировского района Калужской области на месте захоронения 118-ти советских бойцов и командиров установили памятник. Скульптура в рост человека – фигура скорбящей женщины с венком в правой руке. Мемориальная доска из эмалиро­ванного чугуна по центру, где сре­ди 118 героев золотыми буквами на­писана фамилия Г.Ф.Грекова. Шеф­ствуют над захоронением Гаврилов­ский сельский совет и завод ЖБК.

Ученик 9 класса Гавриловской средней школы Кировского района Калужской области в реферате «Во­инское кладбище в деревне Конов­ке» писал: «…Во время Великой Оте-чественной войны на территории Гавриловского сельского Совета располагались деревни Гаврилов­ка, Большое и Малое Заборье, Ко­новка, Пчёлка, Пескари, Мироновка. В 1942-1943 годах здесь проходи­ли тяжёлые бои. В деревне Боль­шое Заборье находился военный го­спиталь, куда привозили раненых с передовой. Погибших и умерших от ран бойцов хоронили на большеза­борской земле. В 1947 году остан­ки захороненных воинов были пере­несены в деревню Гавриловку. А в 1962 году братскую могилу перенес­ли в деревню Коновку на воинское кладбище. В настоящее время на воинском кладбище покоятся остан­ки 168 известных и 69 неизвестных солдат и офицеров.

Многие годы ученики нашей шко­лы благоустраивают захоронение. Ежегодно 9 Мая мы собираемся в деревне Коновке, чтобы вспомнить о тех суровых годах, возложить цве­ты к могилам и почтить память геро­ев минутой молчания».

А мы, родственники Г.Ф.Грекова, благодарим руководство Гаврилов­ского сельского совета и завода ЖБК, педагогов и учащихся Гаври­ловской средней школы за память, за уход и благоустройство братской могилы, где покоится Григорий Гре­ков и другие верные сыны своего Отечества.

Военный водитель

Виктор ГРЕКОВ,

внешкор. «БВ»

Фото из семейного альбома

Грековых