Война длиною в десять лет


В детстве все были великими фантазёрами. Припоминаю, как мы, восьми- десятилетние мальчишки, уединившись на каком-нибудь крылечке, с упоением рассказывали друг другу о своих подвигах на войне: о том, как в одной связке со своими отцами, били и крушили проклятых фашистов; как расстреливали их из автоматов и пулемётов, находясь в танке или в самолёте. Это была детская, неосознанная, но очень желанная «неправда». Мы искренне хотели быть участниками тех страшных событий.

Отец при жизни редко касал­ся темы войны. Но толь­ко сейчас начинаю осозна­вать, насколько интересным и увлека­тельным получился бы рассказ, осно­ванный на его коротких воспоминани­ях. Я бесконечно благодарен своему родителю и его поколению за мир и свободу, которые они нам подарили.

Накануне семидесятилетия Вели­кой Победы хочу краткими фрагмен­тами поведать историю о его 10-лет­ней «командировке» на войну. Мне помогут в этом оставшиеся в памяти беседы с отцом, его короткие, к сожа­лению, не системные записки, обры­вочная информация из анкет, обра­щений и других документов.

Мой отец, Василий Алексеевич Малахов, родился 5 мая 1918 года в селе Благодарном, в многодетной крестьянской семье. В его детстве и юности были учёба в средней шко­ле №1, страсть к голубям, увлечение гимнастикой и боксом, кулачные бои на шотландском мосту и суровые на­ставления отца (моего деда) розга­ми. Ростом Вася похвастаться не мог, но при этом был смел, решителен и справедлив, что являлось в то время основой его непререкаемого автори­тета среди сельской молодёжи. К Се­малю (тогдашнее его прозвище) мог­ли обратиться за советом, защитой и помощью в любое время дня и ночи.

В октябре 1938-го Василий Мала­хов был призван в ряды Красной Ар­мии. Службу он проходил при Харь­ковском военном медицинском учи­лище в должности старшего писаря, так как обладал красивым почерком. Перед началом войны, в апреле 1941 года, он стал курсантом Орджоникид­зевского военного училища связи. Ве­ликая Отечественная война застави­ла военные училища перейти на уско­ренный курс обучения курсантов, и уже в ноябре 1941-го лейтенант В.А. Малахов был направлен командиром взвода связи в 126 отдельную стрел­ковую бригаду, входящую в состав Северо-Западного фронта.

В тот период войска фронта вели тяжелейшие оборонительные бои в районе города Старая Русса. Отсту­пление, отступление… и неиссякае­мая вера в Победу!

Из воспоминаний отца:

…март 1942 года. Я в то вре­мя исполнял обязанности началь­ника связи отдельного мотострел­кового батальона. Комбат майор Н.Н.Вахрушев поставил мне задачу присоединиться к группе разведки и выйти в тыл немцев с целью оценки их сил и средств, сосредоточенных на данном участке фронта. Данные надо было передавать по радиосвя­зи в штаб бригады. Задание было выполнено полностью и без потерь. За эту вылазку в тыл врага я был награждён медалью «За боевые за­слуги».

Ещё один похожий рейд за линию фронта состоялся в ноябре 1942-го в районе небольшого городка Крив­цы, что в Ленинградской области. Я и связист сержант Костя Палеев, в составе группы автоматчиков и полковых разведчиков, перешли ли­нию фронта и в течение двух суток находились в тылу врага. За это время было передано в штаб брига­ды много ценнейшей информации о фашистской группировке войск. По­счастливилось взять двоих «язы­ков». При обратном переходе линии фронта я был ранен. Немецкая пуля прошила правую руку. За участие в данной операции мы с Костей были удостоены медалей «За отвагу». Только сержант Константин Пале­ев — посмертно.

За время службы мой отец был удостоен различных высоких наград, но именно эта медаль всегда вызыва­ла у него особую гордость.

До сентября 1944 года Василий Алексеевич Малахов принимал непо­средственное участие в боях по осво­бождению территории нашей Родины от немецко-фашистских захватчиков. Как поётся в известной песне, он был смел и удачлив, и почему-то смерть всегда обходила его стороной: кровь, пот, пыль, грязь, смерть товарищей по оружию, два ранения, горечь по­ражений и радость побед — обыч­ные и страшные по своей сути буд­ни войны. В наше время современни­ки по-разному относятся к личности И.В.Сталина, но тогда, в годы военно­го лихолетья, воины Красной Армии и мой отец шли в бой, в атаку со слова­ми «За Родину! За Сталина!»

Приказом Командующего 3-м Белорусским фронтом маршала К.К.Рокоссовского за обеспечение бесперебойной и оперативной связи в операции по освобождению города Смоленска мой отец, старший лейте­нант Малахов, был награждён орде­ном Красной Звезды.

Из воспоминаний отца:

— … август 1944 года. 3-й Бело­русский фронт. Линия фронта про­ходила в лесных массивах Литвы в районе г. Каунаса. Учитывая мой удачный опыт хождения за линию фронта, командование 46-го от­дельного мотострелкового полка предложило мне возглавить опера­тивную группу в количестве 36 че­ловек, включая автоматчиков, пу­лемётчиков и одну пушку 45-го ка­либра. Задача была предельно про­ста: блокировать и обезвредить не­большое подразделение фашистов, окопавшихся в лесу, в 50-ти киломе­трах от Каунаса. Данная операция длилась в течение 3-х дней и ночей. Эту окружённую нами группу мы ку­сали и утюжили с самых неожидан­ных направлений.

Я получил огромнейшее удовлет­ворение от игры в кошки-мышки с немцами. Методы воздействия на гитлеровцев были самые разные: от точнейших выстрелов нашего пушкаря до внезапных стрелковых атак автоматчиков и пулемётчи­ков; от пения «Катюши» в громко­говоритель до полнейшей и злове­щей ночной тишины. В конце концов, к нам вышел немецкий офицер с бе­лым флагом и мы поняли, что это сдача…

Наша оперативная группа выве­ла к штабу полка 277 фашистов, 3 самоходно-артиллерийских установ­ки, четыре грузовика, изрядное коли­чество стрелкового вооружения и бо­еприпасов к нему. Ко всему проче­му, в наших руках оказалась штабная машина с документами, представля­ющими интерес для командования фронта.

Как это ни прискорбно, но восьме­рых товарищей из нашей группы при­шлось похоронить на литовской земле.

Приказом Командующего 3-м Белорусским фронтом маршала К.К.Рокоссовского за мужество и ге­роизм в операции по блокированию и уничтожению группировки противни­ка мой отец, старший лейтенант Ма­лахов, был награждён орденом Бое­вого Красного Знамени.

Позже за мужество и героизм при освобождении Литвы и Эстонии от немецко-фашистских захватчиков отец был награждён орденом Отече­ственной войны II степени и медалью «За освобождение Кенигсберга».

В октябре 1944-го по решению ко­мандования фронта моего отца на­правили на учёбу в специальную шко­лу МГБ СССР в г. Ленинград. После окончания школы, в апреле 1945-го, капитан В.А.Малахов в составе осо­бой группы был направлен в специ­альную командировку на территорию Германии, занятую советскими вой­сками, в район Потсдама. Мероприя­тия, в которых участвовал мой отец, носили особо важный и особо секрет­ный характер. Началась подготовка к организации и проведению Потсдам­ской конференции с участием руко­водства трёх крупнейших держав ан­тигитлеровской коалиции во Второй мировой войне с целью определения дальнейших шагов по послевоенному устройству Европы. Основная зада­ча, поставленная особой группе, в ко­торую входил капитан Малахов, сво­дилась к обеспечению безопасности и пропускного режима на одном из участков 2-й линии оцепления.

5 мая Василию Алексеевичу Ма­лахову исполнилось 27 лет, а через три дня — 8 мая 1945 года, в пригоро­де Берлина Карлхорсте, был подпи­сан Акт о безоговорочной капитуля­ции фашистской Германии. Наступил день Великой Победы!

Но для отца война не закончилась. Ещё долгие четыре года он в соста­ве спецподразделения, входивше­го в систему СМЕРШ, выполнял за­дания командования по репатриации советских граждан в СССР. Меропри­ятия проводились на территории Гер­мании, Франции, Бельгии и Голлан­дии. Работа была опасной и абсолют­но засекреченной. Но, как говорится, это уже совсем другая история…

В 1949 году отец вернулся на свою малую родину, в село Благодарное. Вернулся на новеньком «Мерседе­се», в багажнике которого лежал ве­ликолепный белый с инкрустациями «Хохнор» — пятирядный баян немец­кого производства. Насколько я понял из его воспоминаний, эти вещи были наградой за его хорошо выполненную работу там, на чужбине. Он очень лю­бил петь в кругу друзей: «Здесь, под небом чужим, я как гость нежелан­ный, слышу крик журавлей, улетаю­щих вдаль…». Видимо, отец считал, что именно эта песня Жемчужникова очень правдиво отображала его со­стояние, когда он находился вдали от Родины.

… В начале мая 1985 года отцу до­мой принесли поздравление с 40-й годовщиной Великой Победы и орден Великой Отечественной войны I сте­пени. Отец, который уже был тяжело больным, заплакал и долго держал в руках два ордена. Один — новенький, сверкающий, а другой — пожелтевший, потёртый, но пропитанный кровью и потом…

Через несколько дней Василий Алексеевич Малахов покинул этот мир, оставив о себе светлую память и завещав нам на века хранить в сердцах огромную благодарность по­колению победителей — поколению, которое бесстрашно шло в бой за наше будущее!

В этот день нам всем уместно

Вспомнить, стоя, тех парней,

Кто бессмертен на погосте

В тишине густых аллей.

Вспомним всех их поимённо…

Вспомним в светлый праздный час.

Не забудем тех героев,

Отстоявших мир для нас!

[slideshow_deploy id=’3856′]

Валерий МАЛАХОВ,

г.Благодарный

Фото из семейного архива