Война лишила их детства, но не силы духа


Более семи десятилетий назад закончилась Великая Отечественная война, которая стала общей биографией целого поколения детей. Даже если они находились в тылу, всё равно это были военные дети. Они давно выросли, состарились, многие ушли из жизни. Но их подвиг бессмертен. Потому что залогом их бессмертия стала наша память. 

Мы продолжаем знакомить наших читателей с историями людей, которых война лишила детства, но не силы духа. Сегодня наш рассказ о супругах Астаховых из села Сотниковского.

В доме жило шесть душ

Валентина Андреевна Астахова (в девичестве Тучина) родилась в 1936 году в селе Сотниковском. Отец — Андрей Васильевич (1912 г.р.) работал в колхозе «Пролетарская революция» комбайнёром, мама — Елена Прокофьевна (1917 г.р.) — рядовой колхозницей.

— До войны в нашей семье было двое детей — я и младшая сестра Нина (1939 г.р.), — рассказывает Валентина Андреевна. — С нами ещё жила бабушка и тётя (папина сестра), в общем, в доме было шесть душ.

Когда началась Великая Отечественная война, многие сотниковские мужчины ушли на фронт защищать родину от вероломного врага. Отца по состоянию здоровья на фронт не взяли. Он тогда сильно болел, но, несмотря на это, работал в колхозной МТС слесарем, готовил сельскохозяйственную технику к полевым работам.

Страшные дни оккупации

Помню, как летом 1942 года в село пришли немцы. Они спускались по дороге с горы, где сейчас проходит автотрасса Благодарный-Будённовск. Мы заранее знали, что Сотниковское будет оккупировано захватчиками. По селу ходила молва, что при появлении немецких оккупантов нужно обязательно ложиться в постель и перевязывать голову бинтом. Якобы немцы боялись этого и не заходили в дома, где были больные. Мы так и сделали. Перед самым приходом немцев мы с сестрой и бабушкой перевязали себе головы и улеглись в постель. Заходят в дом немцы и говорят: «Вставайте!» Мы подчинились команде, смотрим, а они заносят в наш дом своего больного командира и укладывают на наше место. Потом загнали во двор большую грузовую машину, половили всех наших кур и пошли по улице дальше ловить соседских. Заходили в каждый двор, хватали домашнюю птицу, тут же отрывали головы и несли к нам домой, заставляли маму готовить из своего «улова» им еду, прямо во дворе на костре. Командир, хоть и с акцентом, но хорошо говорил по-русски и запрещал своим подчинённым обижать нас.

Через несколько домов от нас по улице располагалась колхозная маслобойня. По селу прошёл слух, что завтра немцы собираются её взорвать. Мы очень испугались, мама собрала нас с сестрой и отвела к своей сестре. Всю ночь мы прятались в подвале её дома и слышали взрывы. Было очень страшно. Я почему-то решила, что враги взорвали восьмилетнюю школу. Наутро мы пошли домой. Оказалось, что немцы взорвали не только маслобойню, но и колхозную бригаду, где содержались быки. Это было страшное зрелище — на пепелище бригады валялись изувеченные взрывами животные, истекая кровью. Оккупация продолжалась несколько месяцев. Ещё я хорошо запомнила день, когда немцы покидали наше село. Это было в январе 1943 года. Они шли по улице небольшими группами, замёрзшие, ссутуленные. Все селяне высыпали из домов на улицу, чтобы посмотреть на это. Закончились страшные дни оккупации. Спустя какое-то время в село пришли красноармейцы. Стала налаживаться мирная жизнь.

Послевоенные годы

Самые тяжёлые и голодные были военные и первые послевоенные годы. Чтобы как-то выжить, летом мы собирали в полях колоски. Бабушка Матрёна Васильевна (1900 г.р.) перемалывала их на ручной мельнице, добавляла семена курая и пекла оладушки. Вот их и кушали. Мы и не знали, что такое варенье, конфеты, пряники. В школу ходили в рваных валенках, дырки затыкали соломой.

В 1949 году в нашей семье на свет появилась сестра Люба, в 1950-м — сестра Лида.

В 1954 году, после окончания 10-летки, я поступила в Орджоникидзевский медицинский техникум на акушерское отделение. Спустя полгода учёбы, соскучившись по дому, вернулась в Сотниковское. Проработала 14 лет в сельской швейной мастерской. Потом перешла работать в школу учителем трудового воспитания. Общий трудовой стаж — 31 год.

Отец погиб в фашистском плену

Алексей Филиппович Астахов родился в 1932 году тоже в селе Сотниковском. В семье Астаховых было пятеро детей. Когда началась Великая Отечественная война, отца — Филиппа Захаровича (1902 г.р.) с первых дней забрали на фронт. Спустя полтора года в дом Астаховых пришла страшная весть о том, что красноармеец Ф.З. Астахов пропал без вести в апреле 1943 года. Мама — Елена Фёдоровна — в одиночку занималась воспитанием детей, которым тоже довелось пережить и голод, и холод, и оккупацию. Семьям погибших фронтовиков приходилось особенно тяжело.

Спустя много лет после окончания войны Алексей Филиппович узнал правду о фронтовой судьбе отца. В рассекреченных архивных немецких документах значилось, что красноармеец Ф.З. Астахов 12 июля 1942 года в боях под Ворошиловградом (ныне город Луганск) попал в немецкий плен и был отправлен в концентрационный лагерь для военнопленных шталаг 302 (II H) Гросс Борн-Редериц (лагерный номер 31711). Погиб в плену 8 апреля 1943 года, место захоронения Харстад (Норвегия). Но супруга героя об этом уже не узнала. Для Елены Фёдоровны он навсегда остался пропавшим без вести, а значит, возможно, живым. Поэтому она ждала его всю оставшуюся жизнь, да так и не дождалась.

Алексей Филиппович всю свою сознательную жизнь проработал в колхозе «Гигант». Его общий трудовой стаж — более сорока лет. За многолетний добросовестный труд награждён орденом.

Комсомольская свадьба будет «бриллиантовой»

Алексей Филиппович и Валентина Андреевна живут в счастливом браке уже без малого 60 лет. Они сыграли свадьбу 29 октября 1958 года, в День рождения комсомола. Вырастили и воспитали двоих детей. Сын Виктор Алексеевич — журналист, дочь Наталья Алексеевна — врач. Сегодня у них пятеро внуков и четверо правнуков. Все внуки окончили школу с медалями, институты — с красными дипломами.

Оглядываясь на прожитые годы, супруги Астаховы уверены, что государство сегодня просто обязано обратить внимание на детей войны, людей, лишённых детства, переживших голод, холод, фашистскую оккупацию. Они этого заслужили!