В субботу 6-й седмицы Великого поста, накануне Вербного воскресения, Святая Церковь воспоминает чудо воскрешения Господом Иисусом Христом Лазаря, благодаря чему эта суббота получила наименование Лазаревой. Многие свидетели этого божественного чуда уверовали в Спасителя, и ожидали Христа, грядущего в Иерусалим к празднику Пасхи. Но иудейские начальники и фарисеи, дышащие завистью и злобой на Иисуса, ещё более ожесточились и решились на убийство Спасителя. «Убить не только Христа, но и Лазаря», — в безумном ослеплении кричали иудеи, потому что Христос стал вызовом для фарисейской религиозной системы координат. Так тварь (творение Божие прим. автора) восстала на Творца, так некогда богоизбранный народ в своей ожесточённой части стал богоборческим и богоотверженным.
«Свет пришёл в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы…» (Ин. 3,19). Господь удостоверял иудеев о Себе неотразимым словом: они отвечали хулами. Он приводил неоспоримые доказательства Божества Своего, они в ответ брались за камни, чтобы убить Его… Он убеждал их к милостыне и к оставлению сребролюбия, при котором невозможно служение Богу: фарисеи, в ответ, насмехались над Господом; для грехолюбивых сердец их показалось уже странным и диким учение о добродетели», — пишет Святитель Игнатий Кавказский. — Опасно погрязать в болоте греха, ведь безнравственная, распущенная жизнь может любого человека сделать богопротивником.
Сердцеведец Господь, зная о злых намерениях сердец иудеев, тем не менее торжественно входит в Иерусалим во исполнение ветхозаветных пророчеств и являя всему миру жертвенную божественную любовь, простирающуюся до вольных страданий ради спасения человеческого рода. И уже скоро радостные крики: «Осанна!» встречающих Христа в Иерусалиме сменятся гневным: «Распни, распни Его!».
Вслед за праздником Входа Господня в Иерусалим следует последняя перед Пасхой седмица — Страстная, которая посвящена воспоминанию последних дней земной жизни Спасителя. Церковь-Мать постепенно ведёт нас по стопам Господа на протяжении всего Его Крестного пути, от Вифании до Лобного места, от царственного входа Его в Иерусалим до жертвенного подвига любви на Кресте и наконец, — до светлого торжества Христова Воскресения.
В Великую Среду Церковь вспоминает предательство апостола Иуды, за тридцать сребреников предавшего Учителя.
В Великий Четверг вспоминается совершение Господом Тайной Вечери и установление Таинства Причащения. Поэтому верующие стремятся в этот день после предварительной исповеди приобщиться Святых Христовых Тайн.
Вечером в Великий Четверг посреди храма читаются двенадцать евангельских чтений, избранных из четырёх евангелистов, повествующих о страданиях Господа. Во время чтения Евангелия прихожане стоят с зажжёнными свечами, символизирующими молитвенное горение и горячую любовь к своему Спасителю.
Всё Богослужение Великой Пятницы посвящено благоговейному и трогательному воспоминанию спасительных страданий и крестной смерти Богочеловека. В Пятницу утром совершаются Царские часы. Вечерня совершается в третьем часу дня, в час смерти Иисуса Христа на Кресте, в воспоминание снятия с креста тела Христова и погребения Его. При пении тропаря: «Благообразный Иосиф с древа снем пречистое Тело Твое…», священнослужители выносят Плащаницу (изображение Христа, лежащего во гробе) из алтаря на середину храма для поклонения и освящения верующих.
«Окружая гроб Господень, мы представляем как бы одну семью, связанную общей скорбью, — размышляет священник М. Д. Смирнов. — Для нас священна воля умирающего, а тем более — близкого и любимого. Умирая, Господь оставил нам завещание — Евангелие. Исполняем ли мы его? Не принимая завещания Христа, мы лишаемся и вечного блаженства.
В Великую Субботу Церковь призывает вспомнить о схождении Христа во ад и освобождении из мрачных темниц ада ветхозаветных праведников. На субботнем Богослужении, после чтения Апостола, во время пения «Воскресни Боже, суди земли…» тёмные постовые облачения сменяются на светлые пасхальные. Последующим чтением Евангелия священнослужители, подобно светоносному Ангелу при гробе Господнем, возвещают людям весть о Воскресении Христовом!
Дай Бог нам, дорогие братья и сестры, очистившись покаянием, сподобиться приобщения Святых Христовых Тайн и в радости духовной встретить праздников Праздник и Торжество из Торжеств — Светлое Христово Воскресение.
Настоятель Космо-Дамиановского храма
протоиерей Алексий ЕГОРОВ