За материнский капитал в Благодарном можно купить особняк


 

Благодарненским районным судом рассмотрено гражданское дело о взыскании денежных средств в пользу жительницы села Бурлацкого. Пожилая женщина продала дом. Расплатиться с ней должны были за счёт средств займа, обеспеченного материнским капиталом.

Управление пенсионного фонда перевело деньги на счёт мамы-покупательницы, но та  их бурлачанке не отдала, заявив, что всю наличность у неё украли.

В ходе судебного процесса открылся интересный факт: несмотря на то, что в договоре купли-продажи фигурировала вся сумма, положенная по сертификату, — 453 тысячи, из них пенсионерке причиталось только 130. Остальными покупательница жилплощади планировала распорядиться явно не в оговорённых законом целях.

Что это, если не попытка мошенничества? Впрочем, как квалифицировать действия владелицы сертификата, будут решать правоохранительные органы, но сотрудники Управления ПФР по Благодарненскому району в случае необходимости намерены отстаивать интересы города в суде в гражданском порядке. Ведь деньги, которые государство выделило на улучшение жилищных условий семьи, были использованы не по назначению, а значит, должны быть возвращены.

Таких случаев в практике фонда, к сожалению, немало. С тех пор как заработала программа «Материнский капитал», некоторые особо «предприимчивые» граждане не устают придумывать новые схемы и способы обналичивания и получения на руки наличных средств сертификата. Только по официальным данным (судебные иски) сумма материального ущерба в Благодарненском районе по названной программе составила 1 миллион 882 тысячи рублей. Но это лишь «верхушка айсберга» — далеко не всегда удаётся доказать факт мошенничества, и дело до суда просто не доходит.

Особняк и лачуга по одной цене

Как рассказали в Управлении ПФР, в числе самых распространённых схем — завышение цены покупаемого домовладения. Такой способ распространён в сельских населённых пунктах. Граждане, желающие обналичить деньги, специально  подыскивают дома подешевле, договариваются с хозяевами выкупить их за одну сумму (80- 130 тысяч), а в договоре прописывают совсем другую. Порой доходит до того, что за 453 тысячи пытаются купить разваливающуюся лачугу без окон и дверей. Хорошо хоть главы сельских поселений понимают серьёзность ситуации и своевременно отвечают на запросы. Фактическую стоимость здания они, конечно, знать не могут, но визуально оценить его состояние вполне способны. На этом основании ПФР отказывает в заключении сомнительных договоров. Например, недавно в селе Каменная Балка за всю сумму маткапитала владельцы сертификата собирались купить сгоревшее здание, от которого остался  фундамент. Благодаря предупреждению главы, деньги не были перечислены.

В городе жилплощадь дороже. Здесь цену не завысишь и сотрудники Управления наблюдают обратную картину — за средства материнского капитала покупают настоящие особняки, площадью 170 — 200 кв. м! Разумеется, они понимают, что люди просто обналичивают сертификат, перепродавая дома друг другу, но поймать за руку мошенников в этом случае, увы, не получается. На все запросы из правоохранительных органов приходит ответ — нарушения законодательства не выявлено. Хотя ни о каком улучшении жилищных условий в данной ситуации речь не идёт: через некоторое время этот же дом продаётся снова и по прежней схеме.

А три года назад по району прокатилась волна совсем уж вопиющих случаев — сертификаты на материнский капитал получали по поддельным свидетельствам о рождении. То есть ребёнка не было, а документ имелся (их выдавали в Левокумском районе). Трое женщин успели распорядиться средствами и были привлечены к ответственности в судебном порядке.

Виноваты обе стороны

Махинации с материнским капиталом далеко не безобидны не только для покупателя, но и для продавца. Поскольку в договоре стоят две подписи, то и отвечать придётся двум сторонам.

Не так давно в Благодарном произошёл показательный в этом отношении случай.

Гражданка Т. вступила в сговор с риэлтором. Её дом был поделён на две части и «продан» двум женщинам, владельцам сертификатов за средства материнского капитала. Они забрали деньги и уехали в неизвестном направлении. Риэлтор, получив от новых владельцев дома доверенность, должна была снова оформить жилплощадь в собственность гражданки Т., но умерла, так и не успев этого сделать. В итоге Т. осталась жить в доме, больше не являясь его собственницей. Не без труда ей удалось восстановить свои права, но поскольку договор купли-продажи был расторгнут, женщине предстояло вернуть все средства в ПФР, купив у себя самой свой собственный дом стоимостью в 719 тысяч рублей. Но до судебного решения дело не дошло из-за смерти гражданки Т.

Можете представить себе такую ситуацию?

Как же закон защищает интересы государства в подобных случаях? В Благодарненском районном суде объясняют:

— Частью 1 статьи 159.2 УК РФ предусмотрена ответственность за  мошенничество при получении социальных выплат путём представления заведомо ложных и (или) недостоверных сведений, а также путём умолчания о фактах, влекущих прекращение указанных выплат, которая наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до одного года, либо обязательными работами на срок до трёхсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до четырёх месяцев.

Помните об этом! Если вам сделают сомнительное предложение заработать таким вот противозаконным способом и если ваш дом покупают за сумму меньше той, что указана в договоре — не соглашайтесь, не становитесь соучастником преступления!

Необходимо взаимодействие

Начальник управления ПФР по Благодарненскому району А.П. Чичкан не скрывает, что ситуация сложилась серьёзная и  разрешить её только своими силами не получается.

— По базе мы отслеживаем факты многократной перепродажи одних и тех же помещений из рук в руки. Понятно, что граждане хотят обогатиться за счёт государства, но никак не улучшить жилищные условия семьи или защитить интересы своих  детей.

К большому сожалению, по всем материалам, направленным для проверки в правоохранительные органы, не принято ни одного решения, позволившего бы уменьшить негативную практику  обналичивания средств материнского (семейного) капитала. Нет и тесного взаимодействия  с главами администраций некоторых муниципальных образований. Однако благодаря ответственному подходу к данному вопросу глав сельских поселений: Каменная Балка, Красные Ключи, Спасское и других — было пресечено несколько незаконных сделок.

Поскольку программа является государственной и финансируется за счёт средств федерального бюджета, этот вопрос обязательно нужно решать совместно с должностными лицами администраций муниципальных образований и правоохранительных органов. Только вместе мы сможем добиться ощутимых результатов. У соседних управлений ПФР края (Александровского, Новоселицкого, Петровского районов) уже есть такой положительный опыт активного и эффективного взаимодействия, вот и мы не теряем надежду изменить ситуацию.

C

C

Подготовила

Наталья НЕТКАЧЕВА