22 июня 1941 года со двора Благодарненской специализированной автоколонны для погрузки на железнодорожную платформу станции Благодарное выехали три новеньких грузовых автомобиля ЗИС-5.
Они предназначались для комплектования частей Красной Армии в случае объявления мобилизации людских и транспортных ресурсов. По нарядам райвоенкомата, выданным автохозяйству, эти автомобили не эксплуатировались, а стояли на деревянных колодках, готовые убыть по назначению. Водителями и механиком для этой партии машин стали специалисты разных хозяйств района.
Одним из них был мой отец — Фёдор Николаевич Рязанов. К началу войны ему исполнилось 28 лет. За плечами — срочная служба в Закавказском военном округе, на турецкой границе в 1934-1936 годах и учёба в автошколе города Темрюк Краснодарского края в 1938 г.
В 16 часов эшелон тронулся в сторону Ставрополя. Потом — Западный фронт, отдельная рота химической защиты. Из опасения, что германская армия применит химическое оружие, средства индивидуальной защиты, накопленные на складах, частично возили за войсками, а солдаты и офицеры с противогазами ходили в атаку всю войну.
В районе Тернополя отец следовал в составе отходящей колонны войск. Командир 49 бронетанковой дивизии приказал вместо химимущества загрузить на машины двигатели и ремкомплекты для танков Т-34. Отцу на машину загрузили двигатель, четыре бочки с бензином и ящики с ремкомплектами.
Прошедший ночью дождь превратил украинский чернозём в непролазную массу, а утром противник совершил авианалёт на колонну, поджёг несколько автомашин, провёл артиллерийский обстрел отступающих. Поступила команда спешиться и занять круговую оборону. С тяжёлым сердцем отец покинул свой ЗИС-5, который был для него частицей Благодарного.
Автомобиль ЗИС-5 начал выпускаться в СССР в 1934 году. Это был трёхтонный грузовик. Солдаты ласково называли его «Захар» и любили фотографироваться около него. В том же году начал выпускаться автобус ЗИС-8, на базе которого оборудовались санитарные автобусы для перевозки раненых. Знаменитые реактивные установки залпового огня монтировались на базе ЗИС-5 и имели название МУ-1 (механизированная установка, первый образец). В июле 1938 года был разработан 132 мм осколочно-фугасный снаряд к этой установке и комплекс получил название БМ-13 («Катюша»).
В семействе автомобилей войны, созданных на базе ЗИС-5, был и полноприводный ЗИС-6, и гусеничный ЗИС-8 (Выпускался на заводе АМО им. Сталина-Лихачёва в г. Москве). Очень нужным автомобилем стал БЗ-35 (бензозаправщик). Всего на 20 июня 1941 года в Красной Армии насчитывалось 104 200 автомобилей марки ЗИС-5 и его модификаций.
Интересна история производства этих автомобилей в годы войны. С целью экономии металла и других материалов ЗИС — 5В (военный) выпускался без переднего бампера, тормозов передних колёс, рулевое колесо было деревянным, а кабина собиралась из дощатой вагонки и обшивалась дерматином; щётки очистителя стекла приводились в действие вручную. Водительское сиденье представляло собой деревянный ящик, в котором хранились ключи и запчасти.
Победу фронтовой шофёр Фёдор Рязанов встретил в Праге в 325 роте подвоза 276 стрелковой дивизии 4 Украинского фронта. Кроме ЗИС-5 ему приходилось водить и чешскую Татру, и наш ГАЗ-АА (полуторка), и американский студебеккер.
Страны-победительницы обязали Германию выплачивать репарации и контрибуции. Советское командование сформировало автороты, вывозившие с территории побеждённых стран оборудование и другие материальные ценности для восстановления предприятий на территории Советского Союза. Рота, в которой проходил службу отец, была укомплектована автомобилями студебеккер. До демобилизации (в январе 1946 года) он вывозил на заводы Украины и в Сталинград оборудование, станки, сырьё и другие материальные ценности. За четыре с половиной года военной службы отцу лишь один раз удалось заехать в Благодарное — всего на четыре часа (для этого визита пришлось запастись двумя бочками с бензином). Привёз он тогда трофейный немецкий велосипед.
Долгие годы после войны «фронтовики» ЗИС-5 и их собратья трудились в народном хозяйстве. Помню случай, когда на улице Советской, между переулками Лермонтова и Пионерским, после дождя в колее застрял старенький автобус, ехавший по маршруту Ставрополь- Будённовск. Это был ЗИС-8. Война закончилась десять лет назад, а он ещё возил пассажиров.
В семейном альбоме храню фотографию 1975 года (вверху), на которой вместе с отцом запечатлены фронтовики из Благодарного, друзья моего отца, работавшие шофёрами на птицекомбинате: С.В. Халепов, В.С. Павлычёв, А.В. Игнатов, А.С. Агафонов, Василий Егорович (фамилия не указана), Ф.Н. Рязанов, П.П. Подгаевский. На сегодняшний день никого из них в живых уже нет. Но осталась незабвенная память об их подвиге.
Александр РЯЗАНОВ
Фото из семейного архива