Заборины в Спасском 150 лет


Станица Спасская, как одна из четырёх станиц на калмыцких землях, стала заселяться в 1851 году на возвышенности у Пробитого колодца. В 1854 году Ставропольская палата государственного имущества получила ревизскую сказку на 22 семьи курских крестьян. Три года эти семьи убеждали губернские власти, что жить на камнях нельзя, нужно двигаться к реке, где уже стояли сёла Бурлацкое и Сотниковское.

В марте 1861 года границы Став­ропольской губернии изменились. Че­тыре станицы из астраханского воен­ного ведомства были переданы став­ропольскому гражданскому губерна­тору и стали селениями. Приток насе­ления увеличился. Причислили 10 се­мей, пришедших за 1858-1859 годы. В 1863 году селение Спасское нарек­ли отсёлком села Сотниковского, хотя вновь прибывшие за последние годы семьи не были сотниковскими.

Вот список хозяев этих семей: С.Е. Баран, Л.Г. Бубнов, В.М. Воробьёв, К.Т. Гуленко, М. Д. Гачмин, Е.Е. Есю­тин, нагаец Ельмурза, Г.Т. Карпенко, Ф.К. Лата, И. Михайлов, К.К. Накле­скин, М.А. Пшеничный, А.Л. Сазонов, Н.М. Суриков, М.К. Терешун, И.А. Тес­лин, И.Е. Тимофеев, С.И. Храмченко.

Семён Забора

Всего в селе к концу 1863 года чис­лилось 50 семей. 13 мая 1864 года к ним прибавилась семья Семёна Про­кофьевича Заборы, состоящая из пяти мужских и трёх женских душ.

Прибыл казак Забора из Полтав­ской губернии, Кобелякского уезда, хутора Кустоловского. Об этом сооб­щает документ №3453 из 132-го фон­да 1-ой описи Ставропольского госу­дарственного архива.

Ревизскую сказку на прибывших найти не удалось, поэтому сведе­ния пришлось собирать по метриче­ским книгам Спасского, Бурлацкого и Сотниковского, где в местных церк­вях велись записи гражданских актов рождения, бракосочетания и смерти граждан.

Семён Прокофьевич и Ефроси­нья Ивановна Заборы, родившиеся в 1833 году в Полтавской губернии, подарили Спасскому девятерых сы­новей: Семёна, двоих Иванов, Анто­на, Андрея, Николая, Фому, Терентия, Никиту. Женскую линию их потомков проследить не удалось — метрических книг сохранилось мало. В них напи­сано, что Ефросинья прожила 60 лет, умерла 19 сентября 1893 года вдо­вой, значит, Семён почил раньше.

Отвоевав место у реки, жите­ли Спасского ощутили все недостат­ки и достоинства такого соседства на себе. У воды можно поить скот и пти­цу, стирать и мыться, а вот сады раз­вести не удастся — деревья погибнут, не успев заплодоносить. В подвалах будет стоять вода, зерно в амбарах быстро отсыреет. И селяне стали уда­ляться от реки, поднимаясь выше. За­боры просто не могли жить без сада. У реки остался лишь один из братьев — Терентий. Остальные переселились на дальнюю улицу за кладбище. Те­перь это улица Ленина.

Все, кто ушёл от реки, развели сады, выстроили хорошие хранили­ща для зерна, сделали глубокие под­валы. Для этого в зимнее время дол­били зубилами камень и перевози­ли плиты на санях. Ракушечник шёл на фундаменты. Летом же делали са­ман и строили дома. Стены делали толстыми, чтобы зимой сохранялось тепло, а летом — прохлада. Отаплива­ли дома соломой и кизяками. Спали на печах, подстелив овчины. Укрыва­лись домоткаными одеялами. Устра­ивались основательно, трудились до седьмого пота, создавали большие семьи.

Когда я познакомила потомков За­бориных (впоследствии фамилия За­боры стала писаться именно так) с найденными материалами, им захо­телось создать свою родословную. Начались активная работа по выяс­нению родственных связей, поиски фотографий, документов. Задейство­вать пришлось чуть ли не половину села — так много людей породнились с Забориными. А их внуки и правнуки «разлетелись» по всей стране.

Правнук Терентия преподаёт в Санкт-Петербургской консерватории, две его правнучки — педагоги ставро­польских вузов. Внучки Фомы трудят­ся в нашей районной больнице. Вну­ки Ивана (1-ого) — военнослужащие в Хабаровском крае и на Украине. Все мужчины довоенной поры защищали родину, многие отдали за неё жизнь.

Иван Семёнович Заборин

Подробнее хочу рассказать о се­мье Ивана Семёновича (2-го), так как удалось установить только его год рождения — 1874 и найти фотогра­фию, хранящуюся у внучки — Надежды Ивановны Лызиной. Раньше это фото принадлежало её отцу — Ивану Ивано­вичу Заборину.

В 1892 году Ефросинья Ивановна женила самого младшего сына — во­семнадцатилетнего Ивана на его ро­веснице — Марии Ивановне Котовой. Первый их сын Гавриил родился 23 марта 1894 года. Бабушка его уже не увидела. В 1895 году родилась дочь Татьяна, а в 20 лет Иван ушёл, как и полагалось, на шестилетнюю службу. Третий ребёнок — сын Исай — появил­ся на свет в 1906-ом, через год семью пополнила дочь Варвара, но скарла­тина, свирепствовавшая в тот момент в селе, унесла её жизнь. В 1913 году родился Михаил, а в 1916 году — Иван.

Семья пережила революцию, го­лод 20-х годов. Продолжали трудить­ся на своей земле. В 52 года 6 октя­бря 1928 года умерла мать, успев определить троих детей. Остался Иван с пятнадцатилетним Михаилом и двенадцатилетним Иваном. Обза­ведшимся семьями Гавриилу и Исаю рядом возвели небольшие дома. Все, кроме отца, выжили в голодные 1932-33 годы, стали колхозниками, труди­лись на общих полях.

Старший сын Гавриил оказался самым богатым на детей. Они с су­пругой Софьей Михайловной Пелих родили и вырастили пятерых сыновей и трёх дочерей: Веру, Надежду, Лю­бовь. Троим сыновьям довелось за­щищать родину в годы Великой Оте-чественной войны. Все вернулись жи­выми.

Потомки. Гавриловичи

Пётр в 1940 году был призван в действующую армию. Служил на Ура­ле. А через 8 месяцев службы стал защитником родины на западном фронте.

В 1942 году был тяжело ранен. Его увезли в тыл, где пришлось ам­путировать ногу — из-за огромного ко­личества раненых санитары не успе­вали обрабатывать все раны, и у Пе­тра началась гангрена. Долечивался он в Баку, а летом 1943 года вернул­ся в родное Спасское двадцатитрёх­летним инвалидом II группы. На его счастье, в Спасское прислали моло­дого фельдшера Евдокию Гаврилов­ну Иванову, уроженку Прасковеи. За­лечивая раны инвалида войны, Дуся была «ранена в сердце» и полюби­ла весёлого паренька с ясными глаза­ми и открытой душой. В 1944 году она стала его женой и до последних сво­их дней во всём поддерживала, мож­но сказать, была его второй ногой. В их семье выросли три дочери и сын Сергей.

Евдокии приходилось принимать роды на дому в любое время дня и ночи. За их собственными детьми приглядывал муж. Стало полегче, ког­да в Спасском открылись больница и роддом. Больше не нужно было бе­жать по дворам, дежурство в роддоме оставляло время и на семью.

Пётр Гаврилович пошёл работать сторожем на карьер. Непросто было подниматься без ноги в грузовую ма­шину, но люди ему помогали, пони­мая, как сложно содержать семью на пенсию по инвалидности. После ра­бочего дня он ещё и сапожничал для односельчан. Их с Евдокией домик был небольшим, но в нём всегда ца­рили любовь, лад и уют. Все дети вы­росли такими же жизнелюбивыми, как и родители.

Михаил в 1947 году увёз семью в Зелёную рощу, потом остановился в Будённовске. Павел с семьёй до кон­ца своих дней жил и работал в Спас­ском. Его дочь Вера всю жизнь труди­лась на Бурлацкой птицефабрике, а Валентина — дояркой в колхозе «Рос­сия» (сейчас они уже на заслуженном отдыхе), сын Николай ещё работает — уверено держит руль автомобиля, он водитель.

Николай Гаврилович — лётчик сель­хозавиации, защищал поля от наше­ствия вредителей в Калмыкии. До­чери — скромные труженицы, верные подруги своих мужей.

Потомки. Ивановичи

Свою первую дочь Наталью Иван и Мария Заборины выдали замуж за кузнеца Семёна Павловича Завали­шина. Родились у Завалишиных че­тыре сына и дочь. Михаил прожил не­долго, Антонина в 14 лет умерла от кори, Василий (1918 г.р.) и Илья (1924 г.р.) стали защитниками Родины и не вернулись с поля боя.

Младший сын — Семён Семёнович трудился в колхозе, а в последние годы — на ветеринарном участке. С женой Верой Сергеевной Околеловой они прожили в мире и согласии много лет, вырастили дочь Любовь, которая пошла по стопам отца — стала зоотех­ником. Теперь помогает своим четве­рым внукам.

Исай Иванович Заборин со своей женой Агриппиной Васильевной мир­но жили и растили четырёх дочерей и сына Петра. Начавшаяся война раз­рушила эту идиллию, Исай ушёл на фронт в 1941 году, в этом же году по­гиб. Пятерых детей участника ВОВ государство взяло под своё крыло. Агриппине Васильевне предложили устроить детей в фабрично-заводское училище г.Таганрога. Мать решила не расставаться с детьми — поехала вме­сте с ними. Так на ростовской земле проросли новые корни…

Двадцатилетний Михаил Ивано­вич Заборин посватался к 18-летней Евдокии Михайловне Ефановой. Ро­дители не отказали жениху. Парень был красивый, видный. Жил с мень­шим братом. Евдокия пришла хо­зяйкой в заборинский дом и замени­ла братьям родителей. В семье ро­дились три дочери и сын Александр (1938 г.р.).

В 1941 году Михаил ушёл на вой­ну, а в 1944-ом гвардии старшина За­борин после госпиталя должен был прибыть на побывку домой, но про­пал без вести. Никто не знает, что с ним случилось после выписки. Евдо­кия Михайловна тщетно искала све­дения о муже. После её смерти это, к сожалению, тоже безрезультатно пытались сделать дочери — Нина Ми­хайловна Мартынова и Вера Михай­ловна Каркачёва. В 1941 году, когда ушёл отец, Нине было 6 лет, Марии — 7, Александру — 3 года, а Вера толь­ко родилась.

Все невзгоды Евдокия Михайлов­на перенесла мужественно, вырасти­ла детей, поставила на ноги. Не уда­лось спасти только 16-летнюю Ма­рию. Девочка не очень хорошо себя чувствовала, но пошла с подругами на базар в село Благодарное. В пути ей стало хуже. Дорога была пустын­ной — спасать было некому.

Младший сын Иван Иванович За­борин тоже был участником войны. Судьба пощадила его — вернула до­мой живым. В 30 лет он создал свою семью. Предложил соседке Анне Павловне Кузнецовой вместе воспи­тывать дочь погибшего друга — Веру. Анна Павловна согласилась, и в но­вой семье со временем появились ещё две дочери и сын. К Вере добави­лись Любовь и Надежда. Иван Ивано­вич после войны, заработав средства, купил большой дом на улице Красной и перевёз туда свою семью. Он рабо­тал заместителем председателя кол­хоза и председателем ревизионной комиссии. Все четверо детей вырос­ли такими же, как родители, трудолю­бивыми, отзывчивыми и ответствен­ными людьми — никто не сидит сло­жа руки.

В составлении заборинской ро­дословной участвовали внуки обоих Иванов, Терентия, Николая, Андрея, Фомы. К сожалению, не удалось най­ти Халимоновых — внуков Екатерины Фоминичны из села Алексеевского. Халимоновы, если вы прочтёте эти строки, пожалуйста, откликнитесь!

Вера ЛАТИНА