В гостях у опалённых войной новосёлов


Близится большая и светлая дата — семидесятилетие Победы в Великой Отечественной войне. Но с каждым годом этот «праздник со слезами на глазах» становится грустнее. Ведь всё меньше остаётся свидетелей тех страшных событий. Ветераны уходят навсегда, завещая нам память… Невозможно продлить годы их жизни, но вот сделать её более комфортной государству вполне по силам. И в этом направлении ведётся большая работа: регулярно индексируются и повышаются пенсии, пересматриваются льготы, а с 2008 года все ветераны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право получить новое жильё.

Как объяснила начальник от­дела муниципального хозяйства АБМР СК Г.В. Медведева, вос­пользоваться данной мерой со­циальной поддержки могут ин­валиды, участники Великой Отечественной войны, члены се­мей погибших (умерших) инва­лидов и участников ВОВ и иные категории, определённые Феде­ральным законодательством.

Для получения социальной выплаты лицам, данной катего­рии, необходимо обратиться в органы местного самоуправле­ния поселений по месту житель­ства с заявлением о признании нуждающимися в улучшении жи­лищных условий. Органом мест­ного самоуправления в рамках действующего законодательства будет принято решение о призна­нии заявителя нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке на очередь либо бу­дет отказано.

Эта программа на деле дока­зала свою эффективность. Бла­годаря ей, сотни ветеранов ВОВ получили возможность улуч­шить свои жилищные условия. На Ставрополье только в про­шлом году их ряды пополнили 204 человека. Двое из них прожи­вают в Благодарненском районе. Я побывала в гостях у справив­шей новоселье в июне прошло­го года вдовы участника ВОВ М.Г. Зубковой.

Новоселье в новом доме

Небольшая однокомнатная квар­тира в новом доме на пл. Маяков­ского — теперь предмет особой радо­сти и гордости Марии Григорьевны (дом построен в 2013 г.).

До того как обзавестись этим жильём, женщина жила у внучки в небольшой времянке, лишённой удобств, стены которой в сырую по­году неизменно покрывались пле­сенью. Ей неоднократно предла­гали перебраться в дом, но Мария Григорьевна стеснять семью с че­тырьмя детьми не захотела и шесть лет провела, мягко говоря, в неком­фортных условиях.

В 2012 году стала на очередь, и в течение года проблема с жилпло­щадью решилась. Теперь вот раду­ется, что у неё всё под рукой: и ван­ная, и другие удобства, а много ли пожилому человеку нужно?

Мария Григорьевна разложила на столе старенькие удостоверения и фотографии. Вот супруг — ветеран ВОВ Андрей Дмитриевич Зубков. Вот она сама — худенькая, хрупкая, прошедшая через множество ли­шений и испытаний. Рассказывает, как в лютые морозы вместе с дру­гими рыла окопы под Минераль­ными Водами, как потом промёрз­шие и мокрые ночевали девчата в одном тесном помещении на сене и не было спасения от нашествия вшей… Как в годы войны работала в госпитале санитаром, но не смог­ла смотреть на смерть и страдания солдат… Затем, окончив специаль­ные курсы, работала комбайнёром, а в мирное время — бухгалтером.

С Андреем Дмитриевичем они поженились уже после войны, про­жили вместе 50 счастливых лет, вы­растили троих детей. Сегодня его рядом с ней нет. Дети давно вырос­ли и обзавелись своими семьями. А Мария Григорьевна по-прежнему беспокоится о каждом, навещает, заботится о внуках, всем старает­ся помочь.

Вот и сейчас, несмотря на пре­клонный возраст (89 лет), проводив меня, женщина вместе с внучкой от­правилась на дачу сажать картошку.

Пешком! И не потому что марш­рутки туда не ходят, просто для здо­ровья. Движение — жизнь, в этом Мария Григорьевна убеждена с детства.

Связистка Меланья

А вот участница Великой Оте­чественной войны Меланья Макси­мовна Картавых, которую я навести­ла позже, двигаться, к сожалению, не может. Три года назад женщина сломала ногу и теперь передвига­ется в инвалидной коляске с помо­щью родственников. Одно радует — в двухкомнатной квартире, приоб­ретённой для неё муниципалитетом 3 года назад, и места достаточно, и комфортно, и всё, что необходи­мо, под рукой. Ведь большую часть жизни женщина прожила совсем в других условиях…

Меланью Максимовну война за­стала в родном Зеленчуке. Девуш­ка только окончила колледж связи и работала телефонисткой, когда раздались первые взрывы враже­ских снарядов. В числе других до­бровольцев она приняла решение отправиться на фронт.

Четыре года служила Меланья Максимовна связисткой в зенитно-прожекторном полку (в основном на Дальнем Востоке). Налаживать те­лефонную связь между командны­ми пунктами нередко приходилось под обстрелом и во время бом­бёжки. Ведь связь была необходи­ма для координации и направления огня. Однажды в такой ситуации её зацепило осколком, но Меланья Максимовна это ранением не счита­ет, отмахивается, мол, просто цара­пина.

После войны началась разме­ренная мирная жизнь. Бывшая связистка вышла замуж за благо­дарненца Николая Митрофанови­ча, тоже ветерана ВОВ. На переул­ке 9 Января они решили построить большой дом. Начали с небольшой времянки (нужно ведь где-то жить, пока идёт основное строительство). Увы, грандиозным планам не суж­дено было сбыться — Николай Ми­трофанович умер. Меланья Мак­симовна осталась с тремя детьми в низенькой двухкомнатной хатён­ке, больше напоминающей землян­ку. Своими силами она переделала времянку, немного подняв потол­ки. Здесь вырастила детей, здесь и жила до 2010 года без удобств и горячей воды, пока не стала в оче­редь на жильё.

Квартиру участница ВОВ полу­чила быстро — в течение нескольких месяцев, и теперь не устаёт благо­дарить правительство за такую ве­сомую помощь ветеранам.

Сейчас в Благодарненском рай­оне в очереди на жильё стоят ещё два человека, нуждающиеся в улуч­шении жилищных условий: вдова участника ВОВ М.В.Квасова и вете­ран войны И.П. Федорищев. Наде­юсь, что в канун шестидевятилетия Победы они обязательно получат такой подарок, точнее даже не по­дарок, а некую компенсацию за пе­режитые боль и лишения.

Тамара СКВОРЦОВА