Зачем нам День трезвости?


25 июля 2014 года на заседании Священного Синода РПЦ было принято решение о восстановлении ежегодного празднования Дня трезвости 11 сентября (29 августа), в день памяти Усекновения главы Иоанна Предтечи. 

История праздника

День трезвости — это добрая тра­диция, начало которой было поло­жено ещё в прошлом веке. Впервые эта дата была установлена Святей­шим Правительствующим Синодом в 1913 году, а в 1914 году было ре­шено проводить его ежегодно.

Дата проведения Дня трезвости (11 сентября) выбрана не случай­но — в этот день Православная Цер­ковь вспоминает Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Го­сподня Иоанна. Сам Архангел Гав­риил, благовествуя праведному За­харии о рождении сына, говорил, что младенец «будет велик пред Го­сподом, не будет пить вина и сике­ра, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей» (Лк.1:15). Но великому пророку было суждено погибнуть на пьяном пиршестве. По приказу царя Ирода, разгоряченно­го вином и танцем Саломии, Иоанн Креститель был обезглавлен.

В 1913 году был проведён пер­вый Всероссийский День трезвости. В городах и сёлах проходили чте­ния, лекции, сбор пожертвований, раздача антиалкогольной литерату­ры. На богослужениях возносилась молитва Церкви о помощи страдаю­щим от недуга пьянства.

Актуальность Дня трезвости

По оценкам российских учёных примерно две трети всех смертей насильственного характера ассоции­рованы с алкоголем. Примерно одна четверть всех смертей по сердечно- сосудистым заболеваниям также связаны с алкоголем. Об этом зая­вил директор департамента обще­ственного здоровья и коммуникаций Минздрава РФ Олег Салагай.

По словам представителя Мин- здрава, в группе риска находятся люди от 20 до 39 лет, среди которых алкоголь является причиной каждой четвёртой смерти.

Всемирная Организация Здра­воохранения предупреждает: если в стране употребление абсолютно­го алкоголя достигает 8 литров на человека в год, это угрожает гено­фонду нации и ведёт к угасанию эт­носа. Мало кто знает, что в начале XX века Россия была одной из са­мых малопьющих стран Европы. По среднему ежегодному душевому по­треблению алкоголя в 1906-1910 г.г. она занимала 13-е место из 15 учи­тываемых стран Европы. В ней по­треблялось всего 3,4 л абсолютного алкоголя. Несмотря на это, пастыри Церкви уже тогда обозначали про­блему пьянства и оказывали дей­ственную помощь в профилактике алкоголизма и исцелении стражду­щих недугом винопития. Сегодня же количество спиртного на душу на­селения выходит далеко за преде­лы нормы и составляет 18 литров в год (без учёта контрафактного сур­рогата). То есть наш народ находит­ся под двойной алкогольной угро­зой. Неслучайно Патриарх Кирилл на Общецерковном съезде по соци­альному служению, проводившем­ся в прошлом году, назвал утверж­дение трезвости одним из приори­тетных направлений церковного служения.

Правильный выбор

Широкая часть нашего обще­ства, — это люди, так или иначе со­прикоснувшиеся с алкоголем. О тех несчастных, которых эта встре­ча привела к алкоголизму и дегра­дации, я скажу позже. Как быть с теми людьми, которые ещё не ста­ли алкоголиками, но в жизни кото­рых спиртное властно занимает всё более значимое место? Поддаться пьянящей эйфории или решитель­но сказать: «хватит», и показать кто в доме хозяин.

Священник Павел Гумеров в ста­тье «Как бросить пить» пишет:

«Алкоголизм — не просто бо­лезнь, не просто вредная привычка. Это сильнейшая духовно-телесная зависимость, одна из восьми чело­веческих страстей. Коренится это заболевание вовсе не в теле чело­века — неприятные последствия ал­когольной «ломки» проходят до­вольно быстро, — а в его душе. Алко­голик становится зависимым от тех ощущений, которые алкоголь про­изводит в его душе, ему уже очень тяжело обходиться без них. Скажем больше: если человек не научится бороться со страстью в земной жиз­ни, алкогольная зависимость будет мучить его вечно, а удовлетворить свою страсть в той, иной жизни он уже никак не сможет. Значит, побо­роть ее нужно здесь и сейчас».

Первое, что нужно сделать на нелёгком пути борьбы со страстью, в том числе с алкогольной, — осо­знать свою немощь и бессилие, по­нять, что уже не вы властвуете над страстью, а она над вами. К сожа­лению, чаще всего зависимый чело­век утешает себя следующим обра­зом: «Я в любой момент могу оста­новиться и перестать пить, у меня всё под контролем. Страшные исто­рии про спившихся, потерявших че­ловеческий облик людей — не про меня, уж я-то никогда не попаду в такое рабство». На самом деле ал­коголь никого так просто не отпуска­ет, и чем быстрее придёт это пони­мание, тем лучше.

Но надо не просто осознать свою немощь и сложить руки, а обратить­ся к Богу, который «Всегда немощ­ные врачует и оскудевающие вос­полняет» (из молитвы на рукополо­жение в священный сан). Только с Божьей помощью можно рассчиты­вать на основательное исцеление. Если воздержание основано на гор­дыне человека («Я сам!»), то дья­вол посмеётся и страсть может вер­нуться с удвоенной силой. Конечно, не стоит рассчитывать на быструю победу, потому что злые силы вся­чески будут препятствовать бегству человека из их сетей (не секрет, что к алкоголизму и наркомании приме­шивается воздействие демониче­ских сил). Но Господь мудрее всех и сильнее всех, поэтому не надо уны­вать, а решительно трудиться над спасением своей бессмертной души.

Второе, на что надо обратить внимание, это причина пьянства,- желание уйти от проблем и получить быстрорастворимую порцию «сча­стья». То, что человек, может быть, не смог получить в жизни, к чему нужно прилагать много усилий, даёт­ся мгновенно. А чтобы получить на­стоящее, подлинное счастье, нужно немало потрудиться. Особенно ча­сто человек становится алкоголиком или наркоманом, когда у него небла­гополучно в семейной, личной жиз­ни. Люди теряют смысл своего суще­ствования и заполняют внутреннюю пустоту алкоголем или наркотиками.

Знаменитый австрийский пси­хиатр В. Франкл говорил, что око­ло 80 процентов алкоголиков и 100 процентов наркоманов — это люди, не нашедшие смысла в жизни или утратившие его, то есть испытыва­ющие экзистенциальный вакуум, ощущающие бессмысленность су­ществования. И правда, нет смысла лечить алкоголика, если после вы­хода из клиники он не будет знать, ради чего он не станет больше упо­треблять алкоголь. Тем же Фран­клом был разработан метод логоте­рапии, который помогает человеку найти и реализовать смысл своей жизни. Кстати, сам Франкл разрабо­тал этот метод не умозрительно, а руководствуясь личным, очень пе­чальным опытом. Он перенёс ужас­ные испытания: прошёл во время войны концлагеря, потерял всю се­мью, но после этого нашёл в себе силы вернуться к жизни и помогать другим людям.

Когда в Американском центре из­лечения наркоманов в Калифорнии применили метод логотерапии (с по­мощью которого пациенты обрета­ли смысл жизни), удалось добить­ся 40-процентного излечения, в то время как традиционными метода­ми излечивалось только 11 процен­тов больных. Вот почему так высок процент устойчивой ремиссии в цен­трах лечения алкогольной и нарко­тической зависимости при храмах и монастырях. Ведь страждущим ука­зывается подлинный смысл жизни — в Боге, в вере, в труде на благо Церк­ви и людей. Они каются в грехах (а без покаяния невозможно победить страсть), участвуют в таинствах, вместе молятся об исцелении.

Профессор Северо-Западного го­сударственного медицинского уни­верситета им. И.И. Мечникова, свя­щенник Григорий Григорьев, основа­тельно изучивший проблему алко­гольной и наркотической зависимо­сти, в своих лекциях подчёркивает, что организм сам вырабатывает не­обходимый ему алкоголь. «В орга­низме здорового человека в сутки вы­рабатывается 10-12 граммов 80-про­центного спирта, а при стрессах как отрицательных, так и положительных, это количество увеличивается в де­сять раз. Иначе говоря, среднесуточ­ный диапазон внутренней выработки алкоголя — от бокала вина до бутыл­ки водки», — сказал нарколог, доба­вив, что «кроме алкоголя в организме вырабатывается более 1,5 тыс. вну­тренних «наркотиков» — гормонов ра­дости». Пагубным для организма по­следствием злоупотребления спирт­ными напитками является неспособ­ность организма самостоятельно вы­работать необходимый алкоголь.

Кстати, гормоны радости орга­низм вырабатывает особенно ак­тивно, когда человек преодолева­ет трудности, решает поставленные задачи, живёт полноценной жиз­нью. Поэтому, по словам профессо­ра, надо не бежать от трудностей, а идти им навстречу, с Божьей помо­щью преодолевать их и в этом полу­чать подлинное счастье.

Никакие суррогаты не могут за­менить радости подлинной жизни, тех базовых для человека констант: семьи, воспитания детей, любви к Родине, жизни в согласии с волей Отца Небесного, и, конечно, в сопря­жённых с ними трудов и свершений.

Для тех, кто попал в сети зелёного змия и созависимых, то есть их родных, напоминаю, что при Космо- Дамиановском храме г. Благодарного действует консультационный центр по утверждению трезвости и помощи в преодолении алкогольной, наркотической и прочих зависимостей.

А с этого года, по благословению Епископа Георгиевского и Прасковейского Гедеона, начал работу епархиальный телефон доверия: 89064754128.

День трезвости — это ещё один повод обозначить проблему пьянства, помолиться Богу о её решении и сделать правильный выбор в своей жизни.

11 сентября во всех храмах будет отслужен молебен о страждущих недугом винопития или наркомании, желающие могут принести обет трезвости в Космо- Дамиановском храме

г. Благодарного.

Протоиерей

Алексий ЕГОРОВ,

руководитель отдела

Георгиевской епархии

по утверждению трезвости