Пропавшие без вести — герои, погибшие на войне


 

Вот уже 70 лет минуло с майского дня 1945 года, когда весь мир узнал о разгроме и капитуляции гитлеровской Германии. В этом заслуга миллионов советских бойцов и командиров, вставших на пути вражеской армады.

Фронтовая судьба многих из них до сих пор остаётся загадкой для родных и близких. Нина Ивановна Кергенцева (в девичестве Горбунова) из г. Благодарного — сестра без вести пропавшего ещё в октябре 1941 года красноармейца Василия Ивановича Горбунова, о фронтовой судьбе старшего брата узнала лишь в ноябре 2015 года. А помог ей в этом известный в районе краевед, ведущий поиск данных о погибших и пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны земляках-благодарненцах, Владимир Андреевич Колябин. Не так давно Нина Ивановна заходила в редакцию нашей газеты, хотела публично поблагодарить В.А.Колябина. Пользуясь случаем, я попросил женщину рассказать о своей семье, о том, какие испытания выпали на долю простых сельских тружеников из небольшого степного села Благодарного в годы военного лихолетья…

В семье Ивана Дмитриевича и Анастасии Алексеевны Горбуновых, — начала своё повествование Нина Ива­новна, — было пятеро детей: Василий, Дмитрий, Марфа, Иван и Нина. Друж­ная семья хлеборобов и землепаш­цев жила на хуторе под Горбуновой горой, названной по фамилии наших предков. Родители работали в колхо­зе «Красный май», со временем се­мья перебралась жить в с. Благодар­ное, я уже родилась там.

Когда началась война, мне было всего четыре годика. Отец уже вы­шел из призывного возраста, а братья один за другим ушли на фронт.

Осенью 1941 года в наш дом при­шла страшная весть — мой брат, Ва­силий Иванович Горбунов, пропал без вести. Мама плакала, переживая не­восполнимую утрату сына, у которо­го остались жена и малолетняя дочь. Никаких подробностей мы не зна­ли, но верили, что Вася жив-здоров и обязательно вернётся.

Последним призывом в 1944-ом на фронт ушёл 17-летний Иван. Он проходил службу в Тоцких лагерях Чкаловской области в запасном пол­ку. Ничто не предвещало беду, но вскоре ещё одно страшное известие пришло: «Красноармеец Иван Ивано­вич Горбунов погиб (умер) при несе­нии военной службы».

Только Дмитрий вернулся с вой-ны целым и невредимым в 1947 году (прим. автора: Дмитрий Ива­нович Горбунов, старшина, помощ­ник командира взвода 3-й батареи 690-го армейского истребительно-противотанкового артиллерийского полка 3-го Прибалтийского фронта. Награждён медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги»).

Все послевоенные годы мы ничего не знали о фронтовой судьбе Василия. Его жена Мария Ивановна и дочь Ли­дия до последнего дня своей жизни ис­кали его, отправляли запросы и письма во все инстанции, но никаких сведений так и не получили. У родных не было даже его фотокарточки. И только в но­ябре 2015 года от Владимира Андрее­вича Колябина, занимающегося поис­ковой работой, я узнала о героической судьбе моего старшего брата Васи­лия — настоящего защитника Отечества.

Когда читала копии переданных мне военных архивных документов, плакала, потом не могла уснуть всю ночь, представляла, как брат поги­бал в той страшной «кровавой мя­сорубке». Из документов я узнала, что красноармеец Василий Ивано­вич Горбунов воевал с врагом на Ка­рельском фронте в составе 1048-го стрелкового полка (СП) 289-й стрел­ковой дивизии (СД). И вовсе не про­пал без вести в октябре 1941 года в районе Карельской Масельги, а погиб в бою, защищая родное Отечество, своих родных и близких, и похоронен в братской могиле.

Изучив рассекреченные военные документы времён Великой Отече­ственной, результаты поисковых опе­раций, воссоздаю хронологию воен­ных событий осени 1941 года на Ка­рельском фронте.

По данным военных архивов:

— На Карельском фронте на на­чальном периоде войны у против­ника было трёхкратное превосход­ство как в людях, так и в вооруже­нии. Ставка считала данное на­правление второстепенным и не давала должного количества диви­зий. Несмотря на сложности, вой­ска свою задачу выполняли, сдержи­вали противника, позволяя эвакуиро­вать граждан, предприятия, органы власти. В конце 1941 г. фронт был стабилизирован, войска перешли к обороне. Основную задачу выполни­ли — не дали врагу перерезать пол­ностью Кировскую железную дорогу.

289-я СД начала комплектовать­ся 15-го октября 1941 года и, не успев закончить формирование, уже к вече­ру 23-го была переброшена на стан­цию Масельская. Срочной помощи требовали обороняющиеся в Карель­ской Масельге 73-й пограничный от­ряд и 15-й мотострелковый полк НКВД, оказавшиеся в отчаянном по­ложении. Преодолев за ночь по карель­ским лесам 20 км, 24 октября в 6 часов утра дивизия с марша вступила в бой с 4-й пехотной бригадой финнов.

Наступление началось в райо­не Лосиной горы (высота 199.3). То, что произошло дальше, трудно на­звать наступлением.

Слабовооружённые и измотан­ные маршем войска без всякой арт­подготовки атаковали в лоб хоро­шо оборудованные позиции финнов и сразу же понесли большие потери.

Из рассекреченного журнала боевых действий 1048-го СП 289-й СД за 1941 год:

— 24 октября — полк достиг дерев­ни Карельская Масельга и занял обо­рону севернее населённого пункта. Здесь обнаружили передовые отря­ды противника, поддерживаемые из глубокого тыла крупнокалиберной артиллерией. К вечеру завязалась перестрелка из пулемётов.

— 25 октября — выявили передний край наступающего противника, ко­торый двигался на велосипедах к де­ревне Карельская Масельга, но пере­довые отряды полка сдерживали его продвижение.

Поступил приказ — ночью с 25 на 26 октября сделать заход в тыл противника, соединиться с сосед­ним 1044-м СП и выбить противни­ка с высоты 199.3. Ночью полк в со­ставе двух батальонов по лесной тропинке зашёл в обход. Наступле­ние назначили на 6.30 утра. Погода стояла пасмурная, непрерывно шёл дождь, бойцы промокли до нитки, но не теряли боевого духа.

— 26 октября — В 6.30 начали на­ступление. Открыли пулемётный огонь, из-за треска автоматов и разрыва пуль ничего не было слыш­но. Противник откатывался по бо­лоту. В 7.30 раздалось «ура!» Враг откатился на скос высоты 199.3. Не прекращая ружейно-пулемётного огня, во второй половине дня полк вышел на дорогу, полностью очи­щенную от противника. На ней ва­лялись велосипеды, на которых в деревню катались уже наши бойцы. Противник понёс большие потери. С нашей стороны убитыми и ране­ными насчитали 127 человек. Про­тивник бросил два противотанко­вых орудия, миномётную батарею, два станковых пулемёта, палатки и другое имущество.

— 27 октября — 2-й и 3-й батальоны заняли оборону под высотой 199.3. Именно здесь, в бою за высоту 199.3 пал смертью храбрых красно­армеец В.И.Горбунов — «пропал без вести» — как числится в официальных документах тех лет.

По донесениям о безвозвратных потерях — тысячи солдат на Карель­ском фронте считаются пропавшими без вести. Но поисковики находят их останки в лесу: в окопах и стрелковых ячейках, на скалах и в болотах, там, где воины вели свой последний бой.

Они не пропали без вести! Они, выполняя солдатский долг, погибли и достойны того, чтобы их имена вер­нули из небытия и назвали солдата­ми Победы.

В журнале поискового отряда «Десантник» (г. Мирный Архангельской области), ведущего поисковые работы на этом участке, записано:

Карельская Масельга — доста­точно удалённое место, где созда­ётся впечатление, что время здесь остановилось. В первый свой вы­езд мы серьёзно там заблудились и 10 часов блуждали по лесам. Много интересного и загадочного увиде­ли. К примеру, нетронутые «карель­ские дольмены» и остатки какого-то древнего капища, что нереально увидеть вблизи цивилизации.

Места боёв здесь практически не тронуты с войны — и работы по­исковым отрядам на этом участке предстоит много. Но сказывается удалённость от цивилизации и от­сутствие инфраструктуры. Поэто­му выезды удаётся совершать не чаще одного раза в год.

Тем не менее, поиск идёт и даёт свои результаты.

С 2011 г. совместными усилиями подняты и перезахоронены на мемо­риале «Братская могила воинов, по­гибших в годы Великой Отечествен­ной войны 1941-1945 гг.» в д. Карель­ская Масельга, останки более 400 бойцов 289-й СД 7-й армии Карельско­го фронта, убитых в бою и лежащих там «верховыми» по склонам. Они все были нами захоронены как безымян­ные, так как у них не было найдено солдатских медальонов.

Сегодня на склоне высоты 199.3 «Карельская Масельга» поисковика­ми с воинскими почестями в Братской могиле перезахоронены останки без­ымянных защитников Отечества.

На могиле установлен памятный крест погибшим бойцам и команди­рам 289-й стрелковой дивизии. В ней, скорее всего, и покоятся останки на­шего героического земляка Василия Ивановича Горбунова. Вечная ему память!

Теперь, спустя десятилетия, Нина Ивановна Кергенцева (Горбунова) узнала всю правду о гибели старше­го брата Василия и обязательно рас­скажет об этом его правнуку Игорю, ко­торый живёт в селе Краснокумском Ге­оргиевского района Ставрополья.

Женщина от имени родственников сердечно благодарит Владимира Ан­дреевича Колябина за работу по уста­новлению фронтовой судьбы солдат, считавшихся пропавшими без вести.

Пропавшие

Вячеслав САДИЛОВ

Фото из сети Интернет