Навечно зачислен в списки части


«Здравствуйте, Владимир! Спасибо, что написали такую замечательную статью! Мне было очень приятно, что Вы вспомнили и о моём брате, и о его боевых товарищах! Я давно своими силами пыталась кого-нибудь найти из Диминых сослуживцев. Но мне всего лишь удалось узнать,что его часть была расформирована. К сожалению, и всё. Я очень рада, что Вы меня нашли! И немного позже я пришлю всю информацию о брате! Спасибо ещё раз! Мне очень приятно. С уважением родная сестра Дмитрия Шутова Виктория Рожинская».

Вот такое письмо-отклик получил наш внештатный автор Владимир Колябин на статью «Забытые герои», опубликованную в газете «БВ» №6 от 29 января 2014 года и на сайте Проза.ру, рассказывающую о военнослужащих дислоцировавшейся в городе Благодарном воинской части №3709 внутренних войск (ВВ) МВД России, геройски погибших в ходе боёв с незаконными бандформированиями на Северном Кавказе. Среди погибших солдат и офицеров части командир взвода лейтенант Дмитрий Шутов.

Благодаря помощи родственников, мы имеем возможность проследить историю короткой, но яркой жизни героя, отдавшего свою молодую жизнь за родное Отечество.

Он погиб 15 января 1996 года у далё­кого дагестанско­го селения Пер­вомайское, «не долюбив, не до­курив последней сигареты». Ему было всего 23 года. Молодой офи­цер, командир взвода специального назначения, он до конца исполнил свой воинский и гражданский долг, освобождая 130 заложников, захва­ченных чеченскими террористами Салмана Радуева в городе Кизляре Республики Дагестан.

Дима родился 22 августа 1972 года в семье военнослужащего. В семилетнем возрасте пошёл в 1-й класс Скоковской средней шко­лы Брестского района Белорусской ССР. Затем учился в СШ №8 горо­да Бреста. В 1986 году уехал в Мон­голию вместе с родителями, в 1989-ом успешно окончил школу №8 города Улан-Батора.

Он всегда мечтал о небе. Ещё в школе совершил несколько прыж­ков с парашютом. Мечтал о карье­ре военного лётчика, но подвело здоровье. Ему предложили «руко­водить самолётами» с земли, и он согласился. В 1990 году поступил в Рижский аэронавигационный инсти­тут на факультет «Управление воз­душным движением». По окончании вуза направлен на работу в акцио­нерную авиакомпанию Ставрополя, откуда и был призван на действи­тельную военную службу как офи­цер запаса.

Дима, выросший в семье воен­ных, прекрасно знал, что есть такая профессия – «Родину защищать». Воспитанный на примерах героиче­ских защитников Брестской крепо­сти, деда, прошедшего Великую От­ечественную войну от первого до последнего дня, отца, исполнявше­го интернациональный долг в Афга­нистане, отчима, более 20 лет нес­шего охрану воздушных рубежей Белоруссии, он не мог поступить иначе. Военкомат ему предложил выбор: Таджикистан – погранич­ные войска, или Ставрополье – Вну­тренние войска. Дима выбрал вто­рое. Служил он в в/ч 3709 ВВ МВД России, дислоцировавшейся в горо­де Благодарном Ставропольского края в должности командира взво­да 1-й мотострелковой роты 1-го ба­тальона оперативного назначения на БМП.

В конце 1994 года начали стре­мительно развиваться военные со­бытия в Чеченской республике. Близость местоположения Ставро­полья и Чечни накладывала боль­шую ответственность на ставро­польские воинские формирования, особенно внутренние войска, пе­ред которыми стояла задача — наве­дение конституционного порядка на этой территории России.

Первое «боевое крещение» взвод лейтенанта Дмитрия Шуто­ва получил в Будённовске 16 июня 1995 года. Жаркий полдень. Вре­мя обеда. Прозвучал сигнал трево­ги. Пришло сообщение, что группа чеченских боевиков Шамиля Баса­ева на двух грузовиках ворвалась в город в районе аэродрома вер­толётного полка, захватила РОВД, бесчинствует на улицах, загнала заложников в районную больницу. Ребята по команде вскочили в гру­зовики и бронетранспортёры и дви­нулись в Будённовск. Их отделя­ло 70 км. О событиях тех июньских дней знает весь мир. Неоднократ­но штурмовали здание больницы бойцы отряда «Альфа». Их прикры­вали ребята из внутренних войск. Чеченцы же выставляли женщин и детей как живой щит. Четверо суток держали заложников. 17 июня осво­бодили 227 человек, а 18-го — ещё 131. Вся операция проводилась с целью освобождения всех заложни­ков. Для этого использовались как силовые методы, так и возможности переговорного процесса.

После Будённовска команди­ровка в Чечню. Подразделение, которым командовал Дмитрий Шутов, дислоцировалось в Ста­ропромысловском районе Грозно­го. Они обеспечивали переговоры, сопровождали грузы… У спецназа свои задачи. Несмотря на нелёгкую службу, Дима был ею доволен. Под­нимался по служебной лестнице, ждал присвоения очередного зва­ния, получил должность заместите­ля командира роты, о чём писал в своих письмах из Грозного.

Наступал новый 1996 год. Дима позвонил домой 31 декабря, по­здравил с Новым годом и пообещал в начале января приехать в Гроз­ный. Когда 9 января все инфор­мационные агентства передавали новое сообщение о нападении че­ченских террористов на Кизляр, мы и не думали, что Дима там.

Мы знали, что он в Грозном. Ра­дуевцы действовали по «будённов­скому» сценарию. Бандиты уничто­жили два вертолёта, но аэродром взять не смогли. Тогда они захвати­ли родильный дом, стали забирать заложников из домов и прямо на улице. Радуевцы надеялись осесть в больнице надолго. Но старейши­ны Дагестана заставили их оста­вить Кизляр. Боевики и заложни­ки сели в 10 автобусов и двинулись вдоль Терека. Затем повернули на Первомайское, напали на блокпост, захватили в заложники новосибир­ских милиционеров. Бандиты на­чали готовиться к обороне: окопа­лись по всем правилам военного искусства, соорудили огневые точ­ки, вырыли окопы, траншеи. Полу­чился укреплённый опорный пункт, отлично оборудованный в инженер­ном отношении. Действовали про­фессионалы. С нашей стороны не хватало сил. Техники было много, а людские резервы отсутствовали.

Собрали всех, кого могли: ОМОН, СОБР, дагестанскую мили­цию, пограничников, спецназ ФСБ и ГРУ, службу безопасности прези­дента. Москва торопила. В составе СОБРа был и Дима со своими под­чинёнными. В Первомайское их за­вернули по пути в Грозный. 15 ян­варя начался штурм. Появились первые раненые и убитые. Надо было вывозить их из-под огня про­тивника. На БТРе Зеленокумского подразделения не было командира. Его заменил Дима. БТР подбили. При эвакуации десанта пуля снай­пера сразила молодого лейтенанта. Три дня шёл штурм Первомайско­го. Бандиты сумели босиком уйти за Терек, потеряв при этом 269 че­ловек убитыми. Потери российских Сил – 36 человек, но каких – элиты Вооружённых Сил России!

Указом Президента Российской Федерации от 1 апреля 1996 года № 448 лейтенант Внутренних войск МВД России Шутов Дмитрий Вале­рьевич награждён орденом Муже­ства №10389 (посмертно). Похоро­нен на кладбище «Плоска» в городе Бресте (республика Беларусь), на­вечно зачислен в списки в/ч 3709.

Зоя РОЖИНСКАЯ,

мама Дмитрия Шутова,

Республика Беларусь

Подготовил

Вячеслав КАМСКИЙ

 

 [slideshow_deploy id=’1553′]

С фотографии из семейного альбома смотрит молодой паренёк, ещё курсант. Чистое лицо и открытая улыбка. Таким навсегда его запомнили друзья и родные. Теперь его фото на памятнике — строгое и сдержанное — как вся жизнь — до и после…