«Ты только выживи, сынок», — молила мама


Всё перенесла наша земля-матушка: и Великую Отечественную 1941-1945 годов, и разруху, и голод, и холод. Когда в 1945 году настал долгожданный мир, казалось, что люди больше не услышат разрывов бомб, стонов раненых, плача детей, матерей, не увидят разрушенных домов, городов и сёл… Но были ещё Афганистан, Чечня. «Сорок лет без войны» прожили, когда нашим мальчишкам пришлось идти в же­стокие бои в «горячих точках», куда попадали они служить.

Сейтфетдалу Вахапову пришёл срок службы в армии. По призыву военкомата он попал в Афганистан. С ним были ещё ребята из наше­го аула Эдельбай: Елдаш Манкаев, Оразбек Джумаков, Мовлямберды Дурдыев, Аллаберды Джумакаев, Фейзулла Хакимов и Оразали Ко­чеков.

Два года службы Сейтфетдала (когда ждёшь — это вечность) мы очень хорошо помним. В нашей семье было много детей, мы всег­да сидели, не издавая ни звука. Любой шорох нарушал тишину, лю­бой стук в окно или дверь пугал всех. Тогда не было телефонов, жда­ли весточки, новости, боялись, не дай бог, что случится… Письма от­туда приходили редко, а в них: «Мама-джан, я живой. Ты только жди!»

И молилась день и ночь наша мама Тотой. Но война есть война. Будто чуяло мамино сердце — пришла весточка от сына: «Ранен, нахо­жусь в Самарканде, госпитализирован…» Материнское сердце вздрог­нуло:

— Сыночек, ну неужели? Я же тебя у бога вымолила после пяти девочек-сестёр. Нет, всё, я должна полететь к нему, — сказала она.

Ночь стояла тихая. Изредка её тишину нарушал шум взлетающих самолётов. В одном из них летела Тотой со старшей дочерью Эшехан. Летела к нему, лишь бы был живой.

Под рокот двигателей она заснула, ей снился он, улыбался:

— Мамочка, ну ты даёшь, ты у меня всё можешь, даже ко мне ле­тишь.

По её щекам тихо текли слёзы. Она спешила к нему и просила его:

— Ты только дождись меня. Я лечу к тебе, я везу тебе горсть родной земли и свою материнскую любовь.

Самолёт приземлился в Самарканде. Госпиталь. Вот он, её Сейт­фетдал. Целый месяц она была рядом с ним. Но всему своё время — надо ехать обратно. Как больно было матери оставлять своего сыноч­ка на чужбине. Но ему надо было продолжать службу в Афганистане.

Сейтфетдал отслужил полный срок и вернулся домой. Живой, но «раненный душой» — на той войне он друга-одноклассника, Елдаша Манкаева, потерял.

В ауле Эдельбай помнят тот чёрный день, когда провожали в по­следний путь воина-интернационалиста Елдаша Манкаева. Шёл дождь, слышался плач матери, тихий стон брата героя Джумали у цин­кового гроба. Плач стоял по всему аулу…

Застыли горы, умолкли пушки, автоматы.

На миг остановилась в жилах кровь.

Когда солдат, собой загородив комбата,

Упал, ушёл и не вернётся вновь.

Сейчас мой брат, Сейтфетдал Вахапов, женат, у него есть дети. Ка­жется, всё закончилось. Но, увы, такое забыть нельзя.

Он каждый год с друзьями проводит турниры в честь Елдаша, а ку­бок по футболу его имени мои земляки отвоёвывают у всех соперни­ков. Брат часто ходит к нему на могилу. Сядет и что-то шепчет похо­роненному здесь другу…

Ты только

Сальмухамед ВАХАПОВ, ученик 4 класса а.Эдельбай

Фото из семейного альбома Вахаповых