Эдельбайские скакуны состязаются с жеребцами Рамзана Кадырова Аул Эдельбай известен не только особой породой эдельбайских хортых собак, но и умением людей с любовью и теплотой заботиться о лошадях.
Яркими представителями коневодов аула являются Нуралы Исмаилович и его сын Керим Хаджигельдыевы.
Нуралы Исмаилович с детских лет полюбил лошадей. Подростком он ездил верхом со своим отцом, дедом, когда в ауле зачастую использовали лошадей на охоте или в фермерском хозяйстве.
С восторгом смотрел конные скачки, которые когда-то проводились в поселении, и мечтал завести чистокровного скакуна английской породы. Мощные, благородные, элегантные, говорят, они в скачках по резвости не имеют себе равных.
11 лет назад мечта сбылась. Нуралы Исмаилович и его сын Керим, которого отец «заразил» любовью к этим животным, купили чистокровную лошадь и стали развивать коневодство в ауле на профессиональном уровне.
Сегодня у них 12 элитных лошадей английской породы, среди которых пять скакунов, конюшня и десятки призов региональных конных скачек.
Последнюю награду принесла Мунфейри. В апреле лошадь пришла первой к финишу на скачках в Астраханской области. Приз губернатора составил 500 тыс. рублей, 250 тыс. из них предназначались победителю.
Осенью эта же лошадь участвовала в конных состязаниях в Чеченской республике с жеребцом Аль-Зарибом. Конь, принадлежащий Рамзану Кадырову, стал третьим на состоявшихся в Москве скачках на приз президента РФ.
В Чечне обогнать именитого жеребца Мунфейри не удалось. Лошадь пришла седьмой из четырнадцати участвовавших в конном турнире.
Эдельбайский коневод полагает, что на результат повлиял песчаный настил ипподрома. Мунфейри привыкла к более твёрдому степному грунту.
Между тем Нуралы Исмаилович и Керим не отчаиваются. Они продолжают готовить своих скакунов к очередным состязаниям и выращивают новых.
Пару лет назад отец с сыном приобрели для завода лошадь, которая является потомком легендарного коня-американца Мистера Проспектора, стоившего 27 миллионов долларов.
На его счету награды и призы всевозможных международных конных соревнований, но главное, он — отличный производитель чистокровных пород.
Одно спаривание с ним стоило хозяину кобылы 300-400 тыс. долларов. Скакун пал в июле 1999 года, но успел оставить десятки потомков, которые разъехались в разные страны, в том числе и в Россию.
Так, Волгоградский конезавод приобрёл кобылу по кличке Дрим Страйк за 1,6 млн. рублей. Однако у неё развился ламинит (недостаточное кровоснабжение копытных пластин). Естественно, цена на лошадь резко упала.
Такая болезнь приводит к внутренним отёкам и скоплению жидкости, которая в замкнутом пространстве копыта оказывает сильное давление на мягкие ткани конечности.
Давление скопившейся жидкости вызывает сильную боль у лошади при хождении, а иногда и при стоянии тоже. В самых тяжёлых случаях фаланга пальца может повернуться, опуститься и даже проткнуть подошву копыта.
Когда семья Хаджигельдыевых привезла лошадь в аул, животное не могло стоять. В течение года они правильно кормили, давали необходимые физические нагрузки, после чего лошадь окрепла.
Нуралы Исмаилович утверждает, что спровоцировать ламинит может неправильное кормление, лекарственные препараты, недостаточная физическая нагрузка, травма, полученная в результате работы по твёрдому грунту, и даже стресс. Дрим Страйк уже уверенно стоит на ногах и даёт сильное потомство.
Керим и его отец готовятся к новым конным скачкам этой весны.
В 2016 году коневоды планируют выпустить на ипподром сестру Мунфейри Мейпи. Эту лошадь семья берегла и тренировала на протяжении двух лет, чтобы выпустить и, возможно, победить на предстоящих состязаниях в Чеченской республике
[slideshow_deploy id=’5572′]
Илья УСАТОВ
Фото Евгения ИВАНОВА.