Предел риска, или Не такой, как все


В этом году фермер посеет люпин и крамбе в селе Мирном.

На протяжении полувека на по­лях Благодарненского райо­на мало что менялось. Все колхозы и совхозы сеяли и выращивали пше­ницу, ячмень, подсолнечник, кукуру­зу и другие традиционные для нас культуры.

Последние же 10 лет в оператив­ных сводках управления сельского хозяйства АБМР всё чаще упомина­ются новые для нас названия сель­скохозяйственных растений.

Об этом не понаслышке знают жи­тели с. Елизаветинского. Некоторые из них до сих пор скептически отно­сятся к выращиванию кориандра и других ароматно-пряных растений близлежащего хозяйства. Между тем продажа таких культур приносит хо­роший доход.

Например, если килограмм пше­ницы стоит от 8 до 14 рублей, то за 1 кг кориандра можно выручить до 50 рублей.

Не все знают, что одним из первых экспериментаторов по введению но­вых культур стал Александр Алексе­евич Сериков.

Сегодня он глава крестьянско-фермерского хозяйства. Земли (585 га) расположены вблизи с. Мирного.

По профессии ветврач, он, начи­ная с 1996 года, традиционно сеял зерновые — пшеницу, ячмень, подсол­нечник и т.д.

 

Около 10 лет назад у фермера в результате сильных пожаров выгорел практически весь урожай. Необходи­мо было посеять культуру, которая дала бы хороший доход. Ростовские коллеги посоветовали кориандр, уже тогда востребованный и в России, и за рубежом.

Решительно и смело А.Сериков отказался от привычных зерновых и посеял диковинные семена. Нель­зя сказать, что это был необдуман­ный шаг. Как в 2006 году, так и сегод­ня Александр Алексеевич скрупулёз­но продумывает каждый свой ход в сельском хозяйстве. Он объездил по­ловину страны, чтобы самому убе­диться в успехах или неудачах сво­их коллег.

В течение того года «закалённые» на полях агрономы хозяйств смея­лись над «авантюрой» фермера, а молодые и находчивые ждали резуль­татов урожая кориандра.

Первый сбор был малоурожай­ным, однако по выручке себя оправ­дал. Следующий год стал ещё при­быльней. Смеяться стало глупо.

К концу десятилетия поля других фермеров и сельхозпредприятий зазе­ленели от кориандра. Александр Алек­сеевич стал искать новые культуры.

— В конце прошлого десятиле­тия я не раз убеждал и ферме­ров, и управление сельского хозяй­ства акцентировать внимание на саф­лоре. Создать кооперативную постав­ку в больших объёмах одному или не­скольким клиентам, — вспоминает А.А. Сериков. — Фермеру в единственном числе продать несколько тонн очень тяжело. Заказчик требует большой поставки. Однако на мои предложе­ния все лишь пожали плечами.

Теперь сафлор с его лёгкой руки также стал довольно распространён­ной культурой в Благодарненском районе.

— Радует, что местные аграрии поняли и оценили перспекти­ву выращивания иных культур, кроме подсолнечника и кукурузы, которые сгорают под нашим солнцем и дают малую урожайность, — прокомменти­ровал А.А. Сериков.

Безусловно, мирненскому фер­меру не всегда удаются эксперимен­ты. Однако он игнорирует скептицизм местных аграриев. Александр Алек­сеевич не отчаивается после неудач и продолжает открывать для себя новые горизонты в области растениеводства.

Три года назад он полностью пе­решёл на систему нулевой обработ­ки почвы (No-Till), хотя в крупных аг­рохолдингах и хозяйствах она только проходит испытания.

Александр Алексеевич объяснил, что это достаточно сложная система обработки земли, требующая специ­альной техники и соблюдения техно­логий. Она отнюдь не сводится к про­стому отказу от пахоты. Урожайность может быть ниже. Однако за счёт от­каза от паров намолот получается даже выше, чем у тех, кто использует традиционное возделывание земли.

К тому же на 1 га уходит значи­тельно меньше семян, а накопленная стерня позволяет сохранять до 80% влаги в почве, что очень важно для нашей климатической зоны. Именно для No-Till он приобрёл специальную австралийскую сеялку, которая се­годня стоит около 300 тыс. долларов. Как отметил фермер, количество та­кой техники в России можно пересчи­тать по пальцам.

В ближайшее время, а возможно уже по этой технологии, он посеет на своих полях такие культуры, как лю­пин и крамбе.

КРАМБЕ. Если люпин ещё на слу­ху у местных аграриев, то крамбе ста­ло «тёмной лошадкой» практически для всех специалистов растениевод­ства района.

А.А. Сериков рассказал, что крам­бе абиссинская является масличной культурой. Её исследования проводи­ли в Пензенском НИИСХ Россельхоз-академии.

Вот что пишет Т.Я. Пряхова, кан­дидат сельскохозяйственных наук, заведующая лабораторией:

— Ежегодная потребность в рас­тительных маслах с высоким содержанием эруковой кисло­ты в химической и лакокрасочной промышленности составляет около 28 тыс. тонн. На сегодняшний день основной источник сырья для его удо­влетворения — рапс с высоким содер­жанием эруковой кислоты. Альтерна­тивой этой культуре может стать крам­бе абиссинская, в масле которой — до 60% этой кислоты.

Надземная масса крамбе — хороший корм для животных, также она пригодна для использования в качестве сидера­та. Эта культура может служить достой­ной альтернативой рапсу яровому, гор­чице белой и редьке масличной. Очень важно, что она, в отличие от многих других капустных, практически не по­ражается вредителями и болезнями.

Многолетнее изучение культуры позволило выявить, что крамбе высо­коурожайна (1,84-3,10 т/га), неприхот­лива к почве, характеризуется засу­хоустойчивостью и коротким вегета­ционным периодом (90-95 дней).

Биологические особенности и устой­чивость к стрессовым факторам внеш­ней среды позволяют возделывать куль­туру почти повсеместно. Её выращива­ние будет способствовать повышению биоразнообразия в растениеводстве.

Хотя исследования проводились и в других климатических условиях, А.А. Се­риков всё же решил испытать эту куль­туру в Благодарненском районе. Стоит отдать должное смелости и терпению к критике этого фермера и пожелать хоро­шего урожая и побед в его начинаниях.

Предел

Текст и фото

Ильи УСАТОВА