За гранью нормы и понимания


26 января по заснеженной дороге из Благодарного в Бурлацкое выехал яркий школьный автобус. Вот только вёз он не школьников, а социальный патруль.

И цель этой поездки была отнюдь не радостной — изъятие детей из семьи по постановлению главы района.

Таких крайних мер не приходилось принимать уже давно, но сложившаяся ситуация не позволяла медлить.

Холод, скандал, алкоголь

В доме семьи К. относительно чисто и нет неприятных запахов, которыми часто всё пропитано там, где проживают граждане, отнесённые к категории социально неблагополучных. На этом плюсы заканчиваются, зато минусы можно перечислять долго.

В помещении очень холодно — газ отрезан за неуплату с начала октября, вода — с августа по той же причине. С помощью электропечки отап-ливается лишь одна комната. Из еды в доме только холодные, слипшиеся макароны. Родители не работают. Живут на детские пособия и случайные заработки, злоупотребляют алкоголем, нередко выясняют отношения при своих трёх дочерях (самой  младшей из них семь лет).

Последней каплей, переполнившей чашу терпения сельской  администрации, после которой они обратились в район с ходатайством изъять детей, стал отвратительный скандал, случившийся 23 января. Отец семейства в состоянии опьянения тащил волоком по улице обнажённую супругу, тоже нетрезвую, и вёл себя агрессивно по отношению к детям. Они потом даже боялись заходить в дом, опасаясь отца.

Честно говоря, члены патруля настроились на непростую и неприятную сцену, приготовившись противостоять агрессии главы семьи, и успокаивать девочек — всё-таки вынужденная разлука с домом и родными — это стресс. Но всё прошло тихо и мирно. Родителям разъяснили, что мера это временная, дети поживут в социально-реабилитационном центре «Гармония», пока ситуация не изменится в лучшую сторону. То есть маме и папе предстоит посетить нарколога, при необходимости пройти лечение, найти работу, обеспечить детям комфортные условия проживания (в доме должны быть все необходимые коммуникации) и полноценное питание.

Изъятие детей из семьи К.

Навещать девочек, разумеется, можно. О лишении родительских прав речь пока не идёт, теперь всё зависит только от родителей. Впрочем, отец, возможно, будет осуждён за нанесение супруге телесных повреждений, так что решать бытовые вопросы ей придётся, скорее всего, самой и насколько растянется этот процесс — неизвестно. Что удивило — дети отреагировали спокойно, в сопровождении мамы поехали с нами в «Гармонию», не сопротивляясь и, кажется, даже особо не расстроившись. Видимо, слишком устали от частых пьяных скандалов в семье, холода в доме и необустроенного быта.

Из дома в хибару, лишь бы не доставали

Нежелание брать на себя ответственность за что-либо и придерживаться каких-то правил — вот лейтмотив, который прослеживается фактически в каждой социально неблагополучной семье. Алкоголь в них тоже фигурирует, но не меньший вред наносит апатичное, проще говоря, наплевательское отношение к окружающей обстановке и потребностям близких. В итоге нередко складывается ситуация, когда приходится вот так же забирать детей, помещать их в приют, а порой и вовсе лишать горе-мамаш и папаш родительских прав.

Ведь даже при изначально нормальных, комфортных условиях (многие получают жильё бесплатно, как сироты, или приобретают за средства материнского капитала), такие граждане умудряются в рекордный срок превратить дом чуть ли не в помойку, потерять его из-за долгов или  просто бросить, чтобы сбежать от пристального внимания социальных служб, органов опеки, местной администрации и кредиторов, требующих возврата долгов.

Рейд в Шишкино был в этом смысле весьма показательным. Мы увидели сразу несколько таких брошенных домов. Первый — добротный, трёхкомнатный с большим огородом, принадлежит многодетной семье С. Его приобрело министерство образования для матери семейства как для сироты, оставшейся без попечения родителей.

Брошенный дом семьи С. в селе Шишкино

О том, чтобы получить жильё бесплатно — сегодня многие могут только мечтать. Она получила, но с прошлой весны дом пустует и зарастает бурьяном. На нём свыше ста тридцати тысяч рублей долгов по коммунальным услугам. А семья сейчас проживает в Спасском — в двухкомнатной времянке без особых удобств (там даже ванной нет) явно тесной для двоих взрослых и четверых детей. По словам С., они приобрели её у местной жительницы за 100 тысяч, а дом в Шишкино, в котором детям, без сомнения, было лучше и комфортнее, периодически пытаются продать.

Второй дом, возле которого мы остановились, тоже пустовал. Гражданки Г. на месте не оказалось, и, по словам представителя администрации, женщину не видели здесь уже давно. Односельчане поговаривают, что в данный момент она живёт и работает где-то на кошаре.

Её четырёхкомнатная квартира в Благодарном опечатана за долги, к тому же сильно пострадала во время пожара, а теперь и этот дом, приобретённый за средства материнского капитала, получается, так же брошен за ненадобностью.

Семья Г. считается находящейся в социально опасном положении, двое малолетних детей сейчас находятся в «Гармонии». Они оба инвалиды. Мать, периодически злоупотребляющая спиртным, была осуждена за неуплату алиментов на содержание старшего сына, который сейчас воспитывается в государственном учреждении для детей, оставшихся без попечения родителей. Осенью прошлого года она отбывала наказание в исправительной колонии, а в декабре вернулась, но детей до сих пор ни разу не навестила, даже не поинтересовалась, как им живётся без мамы?  Скорее всего, придётся ставить вопрос о лишении Г. родительских прав.

В третьем брошенном доме когда-то проживала семья Л. За ним не числится больших долгов, а бывшие хозяева не злоупотребляют спиртным, и всё же они печально известны всем субъектам профилактики. Где бы они ни жили — в помещении всегда царят антисанитарные условия, дети неухожены, неопрятны, питаются чем придётся, отстают от сверстников в психическом развитии. Их уже изымали из семьи, поскольку жить в подобной обстановке стало просто опасно. Старшие дети проходили реабилитацию в центре «Гармония», с ними занимались психологи и логопеды. Младшим в результате комплексного обследования в краевой больнице установлена инвалидность.

Домой они вернулись, только когда родители приобрели за средства материнского капитала квартиру в Благодарном и создали нормальные условия для проживания детей в семье. В Шишкино супруги Л. возвращаться не захотели — сотрудники местной администрации и медработники донимали их регулярными патронажами и рекомендациями, и те попросту бросили дом в селе пустовать и ветшать, хотя в Благодарном у них сейчас всего лишь однокомнатная квартира. И чистота в ней, кстати, продержалась совсем недолго.

В квартире семьи Л. царят антисанитарные условия

Привычка ничего не делать и не решать, видимо, оказалась сильнее страха потерять детей. Результаты последнего рейда неприятно удивили даже многое повидавших членов социального патруля. Грязь была повсюду, в квартире стоял весьма неприятный запах, роились мухи, ползали тараканы, в пустом холодильнике догнивали лимоны, раковина была забита заваркой, но больше всего поразил неработающий туалет, которым тут продолжали пользоваться.

Если в ближайшие дни ситуация не изменится, вопрос по этой семье тоже будет ставиться остро.

Их всё устраивает

Лично для меня подобные рейды — это как шаг за грань… грань нормы и понимания. Как можно жить одним днём, не планируя даже самое ближайшее будущее, не пытаясь трудоустроиться, не внося оплату за «коммуналку», хотя многие получают и выплаты на детей и, нередко, пособие по инвалидности? Просто бросить большой дом и скитаться с детьми по тесным и неудобным времянкам и квартирам? Как, в конце концов, можно превратить своё жилище в подобие помойной ямы и спокойно жить в ней?

В Благодарненском районе более 300 социально неблагополучных семей и 19 находящихся в социально опасном положении, практически в каждой есть дети, которые, вырастая, часто копируют поведение родителей и перенимают их образ жизни, приумножая социальное неблагополучие. Органы опеки и другие субъекты профилактики многое делают, чтобы помочь таким семьям выправить положение, но очень часто все попытки разбиваются об апатию и нежелание граждан что-либо в жизни менять. Они искренне не понимают — зачем это нужно? Грязь, долги, неустроенность быта — их и так всё устраивает, потому  что грань — она в голове.

[slideshow_deploy id=’9210′]

Наталья НЕТКАЧЕВА

Фото автора и из архива БСРЦН «Гармония»