Русский Север. Поважье


Как окунуться в весну в июне? Да так, чтобы увидеть цветущую сирень и черёмуху, набирающие силу листья деревьев и сочную молоденькую травку с цветущими одуванчиками? Машина времени не нужна. Достаточно отправиться в путешествие на Русский Север, в Архангельскую область, где в это время лето только вступает в свои права. Холодное и светлое северное лето.

Отправляясь в этноэкспедицию с группой журналистов из разных регионов страны, организованную Гильдией межэтнической журналистики, я никак не могла предположить, что на протяжении всей поездки меня будет преследовать странное чувство: будто и правда перемещаюсь на машине времени в известную только по фильмам и книгам древнюю — деревянную, тканную, печную, расписную — Русь, где в каждой деревне, спрятанной в густом лесу, ждут меня неожиданные открытия.

Мы прибыли в Архангельск поздно вечером, вернее, ночью. В это время года здесь светло круглосуточно, поэтому первое открытие — про белые ночи. Оказывается, совсем не хочется спать, когда за окном самое тёмное время — с часа до трёх — напоминает наши сумерки, а в пять часов солнце светит так ярко, как у нас часов в десять-одиннадцать.
Утром мы успели пройтись по исторической части города — до дождя, который потом зарядил на несколько часов.
Но в это время мы ехали в Вельск — южную столицу Архангельской области. Архангельск красив и, как и все города, которые стоят на большой воде, заряжает энергией. Да, нам удалось увидеть тот самый памятник Петру I, изображение которого напечатано на 500-рублёвой купюре. И, конечно, я бросила монетку в Северную Двину, чтобы ещё раз вернуться сюда, в город с удивительной историей и судьбой.

Вельск расписной

В дороге из Архангельска в Вельск мы провели пять часов, область пересекли практически полностью с севера на юг. А за окном один и тот же пейзаж — лес, реки, озёра, заводи, топи да болота… и зелень — сочная и яркая.

Справочно. Вельск — административный центр Вельского района Архангельской области. Площадь — 2650 га. Население — 22 217 чел. Город расположен на левом берегу реки Ваги при впадении в неё реки Вель, в 510 км от Архангельска.

— Мы не поморы, мы поважцы, — говорят местные жители, — в смысле, живущие по берегам реки Ваги.

Река эта в давние времена имела огромное, как бы сейчас сказали, социально-экономическое значение при формировании уклада жизни местных крестьян. Согласно исторической справке, в 862 году в Важской долине появились новгородские первопроходцы.

Облюбовав себе места по берегам реки, среди великолепных сосновых боров, они принялись рубить дома, стали заниматься землепашеством и постепенно вытеснили угро-финнов, охотников и рыболовов в глубь тайги.
Стало быть, жили не рыбным промыслом, а земледелием, торговлей и ремёслами. Здесь и сейчас развито молочное животноводство и переработка, выращивают капусту и картофель, рожь и ячмень.
Но нас интересовал этно-компонент. Поэтому три дня журналисты провели в поездках по окрестным деревням и в общении с местными жителями. Они особенные, потому что гордятся своими предками, своей историей настолько, что каждый дом можно смело назвать музеем, а каждый живущий в нём — экскурсовод, прекрасно знающий и историю своего рода, и особенности быта крестьян прошлого и позапрошлого веков. Собственно, и живут многие из них в тех самых домах, что и их предки.
О живой истории города и именитых горожанах рассказал нам Николай Кудрин, директор АНО Центр развития социальных проектов Вельского района «ТРоПА», ставший нашим проводником в мир Поважья.
Этот уникальный человек, который прекрасно знает историю родного города, провёл для нас пешую экскурсию по его центральным улицам. Уездный город с красивейшими домами и видами на Вагу и сегодня сохранил свой исторический облик.
Особенно поразила самая красивая улица Вельска — Набережная, когда-то называвшаяся Городской бульвар. По этому бульвару прохаживались горожане, возможно, проходил и Михайло Ломоносов во время своего путешествия в Москву. Во всяком случае, здесь несколько лет назад, когда реконструировали улицу, установили памятник юному путешественнику. «Набережная без реки» — так шутят сами горожане, потому что за прогулочными дорожками простирается обширный заливной луг, и только в полноводье река подступает к этому крутому берегу.
Нас поселили в музее-гостинице «Юрьево подворье» — бывшем купеческом доме, старинном двухэтажном здании с мезонином, в котором представлена настоящая музейная экспозиция. Вообще у меня сложилось впечатление, что на один квадратный метр города здесь приходится примерно два музея. Несколько из них мы посетили.
Если вы когда-нибудь приедете в Вельск, обязательно зайдите в центральную библиотеку. Во-первых, потому, что это место само по себе исторический объект, во-вторых, в ней с недавнего времени работает визит-центр, где вам подскажут, какие локации нужно посетить. Ну и, конечно, стоит взять в визит-центре открытку, чтобы забрать её домой и прислать потом сюда, написав слова благодарности в адрес всех тех, с кем здесь познакомитесь.
Николай Кудрин провёл экскурсию по библиотеке, где собрана уникальная коллекция книг и журналов конца XIX начала XX века, которую обязательно нужно посмотреть (особенно коллекцию периодических печатных изданий!); познакомил со своей коллекцией часов.

Однако же первое погружение в этническую культуру Русского Севера произошло в центре традиционной народной культуры «Берендеи», где нам рассказали о важской свободно-кистевой росписи, женском национальном костюме и местных традициях. Здесь возрождены и сохраняются традиции техники лоскутного шитья, ткачества, плетения из корня и бересты, сомовский гончарный промысел.

— Народные мастера сохранили традиции местной свободно-кистевой важской росписи, — рассказывает Светлана Кондротова, руководитель студии ткачества, методист «Берендея». — Вначале это была костромская роспись, мастера костромские двигались вверх по реке Ваге и расписывали крестьянские дома. Художники народные везде есть, и постепенно эта роспись с небольшими видоизменениями осела на территории Шенкурского, Вельского, Верховажского районов. Одно время город Вельск был в Вологодской области и сейчас граничит с нею Верходажским районом. И народные традиции в приграничных районах пересекались. Но, меж тем, всё равно есть отличие в нанесении росписи — розанчик иной, и специалисты разберутся, где шенкурская роспись (там ещё золото присутствует), где важская, где верховажская.

Переходя из одного помещения в другое, слушаем рассказ о традиционных ремёслах, среди которых ткачество — в особом почёте у «экскурсовода». В двух просторных студиях стоит порядка двадцати станков, настоящих, этнических, старинных, привезённых из ближайших деревень. По вечерам ткачеством занимаются мастерицы.

Считается, что тканное матерью полотенце для дочери (свадебный рушник, как говорят у нас) имеет сакральный смысл и обретает «обережную» силу. Всё дело в тканом узоре, уходящем корнями в славянские времена. Впрочем, при правильной подаче любая народная традиция приобретает обрядовое значение.

— Традиция выпекать и дарить козули — это такие рождественские пряники в виде домашних животных — овечек и козочек, петушков да курочек, сказочной птицы сирин — живёт в Вельске и сегодня. Козули могли быть разными — плоскими с росписью или ржаными объёмными. Пряничными фигурками мы до сих пор поздравляем деток на Рождество и 1 июня, в День защиты детей. Но раньше имели они обрядовое значение. Эти фигурки устанавливали у икон, молились за свою семью, в том числе и за домашних животных. Обрядовые печенья пекли к Рождеству, а те, что отстояли год, могли и съесть — пряники-то не портятся. Поморы выпекали эти пряники, чтобы по морюшку ходить — размочат в чай — и еда, — продолжает повествование Светлана Кондротова.

В «Берендее» творчеством занимается прекрасный коллектив мастеров. После экскурсии по центру с погружением в тонкости ремёсел общение продолжилось за чаепитием. Гостеприимная хозяйка угостила пареной брусникой и рассказала, как лично готовила её в русской печи, поделилась секретом, как чистить пареной брусникой медный самовар. Печи здесь ещё есть в каждой деревенской избе, во многих квартирах и учреждениях. В этом я смогла убедиться не один раз. Причём, они не декоративные, напротив, в абсолютно рабочем состоянии. Их топят, в них готовят.

Неспешный разговор закончился демонстрацией русского мужского пляса в исполнении Дмитрия Истомина — председателя Совета депутатов городского поселения Вельское. Он парень, увлечённый идеей сохранить народные традиции, придать им новое значение, вернее, вернуть их в современную жизнь как элемент связи поколений.
Напоследок покатались на огромных качелях, установленных во дворе центра, и сфотографировались. Нам вручили подарки. Сувениры из берёсты, глины, расписные тарелочки и птицу счастья из расщеплённых веточек сосны. Тёплой и доброй получилась встреча в «Берендее». Знаете, что меня поразило в этой поездке больше всего? Люди, просто одержимые идеей сохранить культуру Русского Севера.
«Берендеевские» мастера предложили установить в городе Вельске расписные арт-объекты, сделать важскую роспись брендом города, и теперь многие остановки, указатели украшены рисунками. Местные власти подхватили идею мастеров и активно продвигают проект «Вельск — город расписной». Да и жители города активно участвуют в этом этнобрендировании, участвуя во всех мероприятиях, украшают традиционной росписью свои дома, предметы быта, садовый инвентарь, одежду.

О домовых росписях мне ещё много предстояло узнать, и расскажу я о них отдельно, а пока, прогуливаясь по ночному Вельску, размышляла о силе творчества. Ведь если взять хорошую традицию и вдохнуть в неё творческую идею — получается настоящее народное движение. И на каждой территории этот принцип действует одинаково.

Песни Устьяны

На следующее утро мобильной команде этноэкспедиции предстояло путешествие в соседний Устьянский район, где проходил межрегиональный детский фольклорный фестиваль «Золотые россыпи Устьи».
Фестиваль стартовал в деревне Орлово, где до сих пор проживает талантливая исполнительница северорусского фольклора, самобытная народная певица Устьянского района Александра Васильевна Кокорина.
Чтобы попасть в деревню Орлово, пришлось преодолеть себя. Оказывается, переходить реку по подвесному мосту — то ещё испытание для человека со слабым вестибулярным аппаратом. Но я справилась. Оно того стоило! Такие виды! Такие ощущения! Такая деревня сонная, что, казалось, время в ней остановилось. В эту деревню есть, конечно, и обычный путь, через автомобильный мост, но до него было далековато ехать, и, чтобы время не терять, мы решили воспользоваться «воздушной» переправой. Шла я по мосту и размышляла о дорогах в нашей стране. Ведь в истории многих территорий и народов, населяющих эти территории, издревле сложилась традиция и селиться вдоль рек, и передвигаться по рекам. Прокладывать дороги стали гораздо позже.

А меж тем над деревней звучала русская песня — участники фестиваля собрались на площадке местного Дома культуры.

— На нашей территории проходит сегодня фестиваль «Золотые россыпи Устьи», — говорит Анна Васильевна Кокорина, глава муниципального образования Орловское, — ведь у нас живёт уникальная женщина — Александра Васильевна Кокорина — хранительница русской фольклорной традиции. В этом году ей исполнилось девяносто лет, у неё семеро детей, тринадцать внуков и очень много правнуков. Родилась она в простой семье, трудилась всю жизнь на ферме — ухаживала за лошадьми и телятами. С мужем они построили дом. Но муж трагически погиб, так что детей поднимала одна. Мы очень гордимся своей Александрой Васильевной, потому что своим горловым пением она прославила нашу деревню на всю страну. А вообще, когда была помоложе, она была запевалой местного хора, существующего при усадьбе Ломоноса.

Александра Васильевна Кокорина — носитель уникального исполнения — горлового пения — северорусской традиции фольклора, в этом году уже не выступала, но присутствовала на фестивале, и даже пообщалась с журналистами.

Нам удалось посмотреть выступления детских фольклорных коллективов. А послушать пение Александры Васильевны Кокориной можно в интернете, набрав в поисковике «Песни Устьяны» — уникальный диск записанный к 80-летию исполнительницы.

Все участники фестиваля одеты в русские костюмы, поэтому ощущение погружения в русскую культуру настолько глубокое, что дух захватывает. На девочках — сарафаны, шитые их мамами по всем правилам.

— Низ сарафана обработан тёмным подбоем, его можно поменять, если обносился или обтрепался. Складочки собраны как обычно, но сзади они собираются к середине, чтобы был красивый пышный хвост. Рубаха сшита вся вручную — красными обережными нитками. Красивые стежки по изнанке собираются в сакральный орнамент, скрытый от посторонних глаз. На сарафане закладываются ростовые складки, чтобы, когда девочка подрастёт, складки отпускались. Сарафан чаще всего носили всю жизнь, — руководитель одного из ансамблей демонстрирует на своей воспитаннице все элементы русского сарафана.

Она в нём — просто красавица, спокойная, по всему видно, что испытывает удовольствие от этой демонстрации. Елизавета Боровская — солистка ансамбля из города Мирного, любит и свой сарафан, и русскую песню.

— Когда поёшь сама, устаёшь. А в ансамбле можно взять посреди фразы, подхватить песню, потому что ещё другие поют. Чем интересна народная песня? Нравится манера пения свободная. Можно весь свой голос показать, дать волю эмоциям, — говорит Елизавета.

Вместе с участниками фестиваля перемещаемся по деревне в «Усадьбу Ломоноса» — своеобразный культурный центр, интерактивную площадку, где можно приобщиться и к народным ремёслам. Это дом местного кузнеца с кузней и подсобными помещениями. В одном из них — ткацкий станок, на котором и я попробовала соткать половик. Ох, и понравилось мне это занятие!

Ткацкие станки, которые мы в изобилии видели в местных культурных центрах, кстати, этнические, то есть настоящие, привезённые из окрестных деревень.

В селе Шангалы этноэкспедиция гильдии межэтнической журналистики посетила Устьянский центр народного творчества, где нам провели экскурсию по мастерским и в интерактивный павильон «Лодки-долблёнки». Но больше всего меня поразила огромная русская печь с печной трубой в два этажа. Она и сейчас обогревает левое крыло здания. А ещё покорил местный певучий говор. Мы продолжили беседу о русском костюме с Алёной Леониченковой, специалистом центра, гончаром по профессии. Однако же о традициях ткачества и русском костюме она рассказала с огромной любовью.

Мастерицы центра создают современные реплики музейных экспонатов. Собирают по деревням старые образцы, причём, сначала ткут полотно, как на образце, а потом уже из него собирают костюм — сарафаны, душегреи, рубахи, передники.

Закончилась наша поездка по Устьянскому району в посёлке Октябрьском, где в Устьянской библиотеке состоялась беседа, посвящённая Марии Фёдоровой-Шалауровой, местной сказительнице. О ней также можно найти информацию в интернете. Особенно рекомендую посмотреть мультфильм «Светик-озеро», где как раз звучит местный диалектный говор.

Сотрудники Устьянского краеведческого музея даже издали народный словарь местных диалектов. Я была поражена тем, как эти энтузиасты ценят свой язык, свою историю, даже местные мифы! О чём это? Об этнобрендировании территории? Возможно. Но мне всё же кажется, что дело здесь в истинных глубинных ценностях местных людей. Так долго их предки живут на этих северных территориях, в Поважье, так много преданий сложили, что в каждой семье есть свои сказительницы, ну или, на крайний случай, носители местного диалекта.

Например, в деревне Едьмы, что в Устьянском районе Архангельской области, мы встретились с местным краеведом, который считает себя потомком чуди белоглазой. Глаза у него и правда светло-голубые и безмятежно чистые.

Знаете ли вы, что такое «чудь белоглазая», вернее, кто такие люди-чуди?

Справочно. Чудь — древний мифический народ, персонажи русского, финно-угорского фольклора. Встречается также в фольклоре у саамов. Этот мифологический персонаж близок по значению к европейским гномам. Схожие легенды известны в Сибири у сибирских татар и манси о сыбырах, у алтайцев — о бурутах, у ненцев — о сихиртя (из «Википедии»).

— Бабушка рассказывала мне, что раньше здесь жили чуди-люди. Чудные были люди, чудно жили. И вот предки наши, новгородцы, пришли сюда и поселились здесь. И «людям-чудям не как стало жить» — именно так говорила бабушка, -рассказывает Владимир Павлович Мамонов. — Стали прятаться чуди от людей. И вот как-то раз собрались они у косой дороги под пригорком, вырыли всем племенем большую землянку (в течение нескольких недель), в землянку поставили толстые столбы, на столбы сделали накат из брёвен в виде потолка и много времени, много дней мужчины, женщины, дети носили камни на эту землянку. Большую груду наносили камней, такую, чтобы никто не мог разобрать. Собрались после этого всем племенем, посмотрели с того пригорка на свою родную Устью и зашли все люди-чуди в эту землянку, неся на руках своих детей. Каменными топориками мужчины подрубили столбики этой землянки. Крыша-то и рухнула! Там они все и лежат!

Вот такую легенду хранит о людях-чудях наш рассказчик. Она запала ему в душу, и тридцать лет он занимается разгадкой этого чудного народа. С тех самых пор, как вернулся после службы в рядах российской армии (он профессиональный военный) на свою родную Устью и поселился в доме своих предков уже на всю оставшуюся жизнь. Считает краевед, что нашёл он разгадку легенды: «людям-чудям не как стало жить» — означает, что урожая не было, не было зерна. Именно так говорят здесь и до сих пор, когда не уродится зерно. Значит, оседлые были и люди-чуди, земледелием занимались. Новгородцы не могли обидеть людей-чудей, но по реке приходили разбойники (ушкуйники), которые и разорили чудское стойбище. Наверное, благодаря легенде до сих пор здесь очень трепетно относятся к соседям, всегда помогают, если те испытывают трудности.

В своём преклонном возрасте краевед прекрасно выглядит, активно занимается со школьниками краеведческой работой, почти ежедневно переплывая на вёслах на своей лодке реку Устью. К ней мы и двигались потихоньку всей нашей группой под рассказ краеведа.

А в окрестных домах жизнь шла своим чередом. В одном из огородов сажали картошку. Картошку! В июне? Неужели созреет?! «Созреет!» — отозвалась на наши рассуждения хозяйка усадьбы. Солнце северное хоть и не припекает сильно — света даёт много, да ещё и почти круглые сутки. Потому земледелие здесь — в Устьянах — основа жизни и деревни, и региона, и всех жителей.