СПКК «Спасское» переходит в руки инвесторов


На сегодняшний день СПКК «Спасское» находится в предбанкротном состоянии. Если хозяйству в ближайшее время не удастся рассчитаться по просроченным обязательствам, главные кредиторы могут инициировать процедуру введения арбитражного управления (пользование и распоряжение имуществом должника).

То, что в колхозе тя­желейшее финансо­вое положение, ста­ло известно уже к завершению уборки 2012 года. В жесто­чайших условиях засухи сбор зер­на обвалился с обычных 18-20 до 7,8 тыс. тонн. СПКК «Спасское» не смогло рассчитаться по взятым под урожай кредитам, и несмотря на то, что часть их пролонгирована, ката­строфически не хватало средств на текущую производственную де­ятельность.

В то же время технология была сведена к примитиву: «посеял – убрал».

В 2013 благоприятном году не доставало, как минимум, 8 тыс. тонн зерна. О восстановлении пла­тёжеспособности можно было за­быть.

Обсудив создавшуюся ситуа­цию, члены правления колхоза при­няли решение пригласить инве­сторов. Ведь главное — сохранить целостность хозяйства.

Сегодня в процессе реорганиза­ции заинтересованы все: от пенсио­неров села до органов власти райо­на. Кто из инвесторов «на примете», будет известно в ближайшее время.

Реорганизация пока не влияет на разведение овец

Каждое утро зоотехник СПКК «Спасское» Александр Петрович Федюков заводит свою «Ниву» и от­правляется в дорогу. В десяти ки­лометрах располагается последняя овцеводческая товарная ферма, принадлежащая колхозу.

Здесь разводят тонкорунных (ставропольский меринос) с хоро­шим качеством шерсти и северо­кавказских мясных овец. Харак­терно, крупных баранов и комолых (безрогих) маток отличают хоро­шие убойные и нагульные качества. Смешение крови позволяет полу­чать мясных ягнят с качественной шерстью.

Штат рабочих состоит из четы­рёх человек. Сейчас они заняты устранением ущерба, причинённо­го недавней стихией.

Штормовой ветер повредил кры­шу фермы, развалил каменную кладку небольшого кормового за­крома. Животные не пострадали. Кроме того, незначительные полом­ки привели к сбою подачи электри­чества. С подобными проблемами столкнулись многие хозяйства и му­ниципальные образования района.

Стихия не повлияла и на про­ведение окотной кампании. Алек­сандр Петрович говорит, что всё идёт согласно плану.

— В прошлом году на овцеводче­ской ферме было много молодых овец с первым окотом. Поэтому ре­зультат небольшой, — поделился зо­отехник. — Этой весной с ягнением дела обстоят намного лучше. Пер­вые ягнята появились уже в начале марта. Сегодня на 550 овцематок приходится 560 ягнят, что составля­ет 101%. В следующем году у мно­гих овец уже будет третий окот. Так что можно рассчитывать на хоро­шее потомство.

«Тепляк» (родильное отделение) ежедневно загружен десятком овце­маток. Как только ягнята становятся сильнее, их нумеруют и переводят в другие секции. Ещё в течение меся­ца они будут вместе перемещаться из одного загона в другой.

— Проблемы доставляют «вориш­ки», — рассказал старший чабан Ху­саин Махамадович Мутиев. — Эти ягнята пьют молоко и у своих, и у чужих матерей.

Как только молодое поколение начинает подрастать, их вместе с матками сбивают в сакманы. Снача­ла по две овцематки с детёнышем, затем по четыре и т.д., пока не полу­чится целое стадо.

Александр Петрович признаёт­ся, что одно из условий хорошего содержания фермы — это трудовой коллектив. Его профессионализм, слаженность и трудолюбие во мно­гом помогают добиваться хороших результатов. Не исключением стала и эта студёная зима.

— Нелегко пришлось рабочим в феврале. Снегом замело всю до­рогу, так что к ферме было не по­добраться, — вспоминает Александр Петрович. — Приходилось трактором (некоторые даже застревали) про­бивать дорогу. Потом сквозь снеж­ные туннели подвозили продоволь­ствие. Но это никак не повлияло на содержание животных, ведь кру­глые сутки за ними присматривали профессионалы.

В конце лета ягнят полностью отобьют от овец, чтобы те смог­ли отдохнуть и окрепнуть к новому осеменению. Часть животных уйдёт на ремонт поголовья, остальная же вместе с шерстью будет прода­ваться. Хотя с этим сейчас большие проблемы:

— В этом году исполняется 18 лет, как я работаю с этими животны­ми, — делится А.П. Федюков. — Мне будет тяжело с ними расстаться. Но все понимают, что нельзя дер­жать овцеферму в убыток хозяй­ству. В последние годы мы работа­ем на одном энтузиазме и ждём, что вот-вот что-то изменится на рынке, и шерсть, и баранина возрастут в цене. С каждым годом ситуация всё хуже. Если государство не преду­смотрит чёткой надёжной страте­гии по поддержанию овцеводства, то СПКК «Спасское», возможно, от­кажется от этой отрасли.

Как стало известно, некоторые инвесторы рассматривают возмож­ность содержания овцеводческой товарной фермы в том случае, если она хотя бы будет себя окупать. Од­нако разведение овец стоит нема­лых денег.

Ферму необходимо обеспечи­вать водой, электричеством, пла­тить заработную плату. 60% средств тратится на кормовую базу, а в день может уйти до 1,5 тонны сена.

За последние годы количество овцематок в колхозе сократилось с 5 тыс. до 714 голов. Такая ситуация сложилась не только в СПКК «Спас­ское».

Что будет с овцеводством?

Всё мировое овцеводство за по­следние десятилетия претерпело большие изменения. Сократилось поголовье, особенно тонкорунных пород (в пределах 100 миллионов). Всё потому, что тонкую шерсть стал вытеснять хлопок.

Раньше технология изготовле­ния ткани из хлопка была очень трудна, поэтому хлопок использо­вался только для нижнего белья. Сейчас её усовершенствовали. Производство и переработка хлоп­ка стали намного легче и стоят в 3-4 раза дешевле.

В советское время государство в целях большего развития тонко­рунного овцеводства за счёт других источников принимало отобранную немытую шерсть по цене до 12 руб-лей за 1 кг. С распадом СССР сто­имость шерсти резко снизилась до уровня мировых цен, ухудшилась её реализация. Овцеводство не оправдает себя. Разведение тонко­рунных овец сократилось в 10 раз.

Одни источники утверждают, что ситуация изменится. Цена на шерсть возрастёт. Она про­должит уступать свои позиции другим видам волокон, но рост спроса, хоть и медленный, будет достигать 2-3% в год.

Другие же специалисты гово­рят, что цена производства рос­сийских тканей из шерсти будет ежегодно снижаться на 4,3-5,2%.

Овцеводы нашли выход. В конце девяностых годов они стали выра­щивать баранов мясных мериносо­вых пород на тонкорунных породах, как это произошло в СПКК «Спас­ское», создав новое направление в тонкорунном овцеводстве — мяс­ное. Сегодня и здесь возникли труд­ности.

В среднем содержание одного животного хозяйству обходится око­ло 3 тыс. рублей. Рыночная цена на баранину неминуемо падает: толь­ко в прошлом году со 130 рублей за 1 кг на мясо в живом весе снизилась до 90 рублей. Поэтому спассчане придержали поголовье и не стали продавать до этого года. На 1 марта в хозяйстве его численность соста­вила 1 111 овец. Для экономии кор­ма старший чабан планирует уже в конце апреля и до первого снега вы­водить стадо на выпас в степь.

Как и по какой цене будет реали­зовываться продукция в этом году, покажут рыночные цены на барани­ну. Ясно одно: в непростой для кол­хоза момент реорганизации «вы­тянуть» овцеводство без чужой помощи будет очень проблематично.

чабан Х.М.мутиев из Спасского

Илья УСАТОВ

Фото автора