1 мая все православные христиане встретят самый большой и светлый праздник, праздник добра, человеколюбия, милосердия и сострадания. В этом году он совпал с Первомаем — таких совпадений было всего четыре: в 1910, 1921, 1932 и 1994 годах. Светлая Пасха — это торжество веры и надежда на укрепление мира и благоденствия на родной земле. Пусть этот праздник пробудит, уважаемые земляки, ваши лучшие чувства, принесёт всем хорошее настроение, заглянет солнечным лучом в каждый дом, даря счастье, любовь и благополучие.
Святая Церковь каждый воскресный день, тем более на Пасху и все последующие её дни, призывает всех православных христиан прийти и поклониться воскресшему Христу: «Приидите вси вернии, / поклонимся Святому Христову Воскресению: / се бо прииде Крестом радость всему миру. / Всегда благословяще Господа, / поём Воскресение Его: / распятие бо претерпев, / смертию смерть разруши».
Из читаемого на Пасху слова святого Иоанна Златоуста мы видим, что на пасхальное торжество святая Церковь призывает всех православных христиан как активных, так и нерадивых:
«Кто благочестив и боголюбив, да насладится сим святым и светлым торжеством. Кто раб благоразумный, да внидет с радостию в радость Господа своего. Кто потрудился среди поста, пусть приимет ныне динарий. Кто работал с перваго часа, пусть получит ныне всю должную плату. Кто пришёл и после третьяго часа, благодари и веселись. Кто пришёл после шестого часа, пусть не беспокоится: ибо ничего не лишится. Кто замедлил и пришёл в девятый час, приступи без всякаго опасения. Кто пришёл даже в одиннадцатый час, пусть и такой не страшится своего замедления. Ибо Владыка наш щедролюбив: принимает и последняго, как перваго; успокоивает пришедшаго в одиннадцатый час так же, как и трудившагося с перваго часа. Он и последняго милует, и перваго награждает, — и тому даёт, и этому дарует, — и о делах радуется, но и доброе расположение хвалит. Итак, все войдите в радость Господа нашего! И первые и последние получите мзду! Богатые и бедные, ликуйте друг с другом! Трудившиеся и нерадивые, почтите настоящий день! Постившиеся и не постившиеся, возвеселитесь днесь! Трапеза обильна: все насыщайтесь! Телец велик и упитан: никто не уходи голодным. Все насладитесь пиршеством веры! Все воспользуйтесь богатством благости! Никто не жалуйся на бедность: поелику для всех настало царствие. Никто не плачь о грехах своих: ибо из гроба всем возсияло прощение. Никто не страшись смерти: так как от нея освободила всех нас смерть Спасителя. Объятый смертию, Он истребил смерть; сошедший во ад, Он расхитил ад и огорчил того, который коснулся плоти Его. …Христос воскрес, и радуются ангелы. Христос воскрес, и водворяется жизнь…»
Поэтому, братья и сестры, все да возрадуемся в этот Святой День и услышим Призывающего нас Христа — «Прийдите ко Мне вси труждающиися и обремененнии и Аз упокою вы!» (Матф. 11:28). Пусть никто не исключает себя из общей радости, будучи обличаем совестью грехов своих; пусть никто не избегает торжественных молитвословий, будучи отягчаем множеством беззаконий своих. В настоящий день грешник должен быть благонадёжен в прощении грехов: поскольку он имеет великое поручительство в Том, чрез Кого разбойник удостоился рая.
Святитель Иоанн (Максимович), архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский в своём Пасхальном послании говорит:
«И как христианину не надеяться на прощение грехов? Если при распятии Христос Спаситель помиловал разбойника, то как Он не помилует христианина по Воскресении Своем? И если смиренный Страдалец оказал столько милости кающемуся, то какую милость окажет Воскресший во славе — просящему».
Торжествуйте, веселитесь все люди, старые и юные, богатые и убогие, сильные и немощные, трудящиеся и пенсионеры, живущие в городе или сёлах наших, все возрадуемся ныне! Ибо «смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечного начало». (Песнь 7-я Пасхального канона).
В этом году Пасха пришлась на 1-е мая и совпала со светским праздником Весны и Труда, многие помнят его как День международной солидарности трудящихся — Первое Мая. В прошлом веке таких совпадений было четыре — это в 1910, 1921, 1932 и 1994 годах, а на 2-е мая Пасха выпадала в 1926, 1937 и 1948 годах. Можно предположить, что Господь в такие дни призывает всех даже против их желания почтить день Пасхального торжества, поскольку многие из крещёных в детстве людей и в последующие годы по известным причинам отступившие от православных традиций, может быть, не совсем по православному обычаю, но всё-таки проведут этот день празднично и вольно или невольно почтят память Воскресшего Христа. А когда слышится в такие дни повсюду церковный трезвон или приветствие верующих людей «Христос воскресе! — Воистину воскресе!», у многих, забывших Христа, незаметно для них самих просыпается спасительная совесть, которая в минуту умиления может призвать их обратиться к Воскресшему Христу словами утренней молитвы:
«Господи, или хощу, спаси мя, или не хощу, Христе Спасе мой, предвари скоро, скоро погибох: Ты бо еси Бог мой от чрева матере моея. Сподобимся, Господи, ныне возлюбити Тя, яко же возлюбих иногда той самый грех; и паки поработати Тебе без лености тощно, яко же поработах прежде сатане льстивому. Наипаче же поработаю Тебе, Господу и Богу моему Иисусу Христу, вовся дни живота моего, ныне и присно и во веки веков. Аминь». Или словами вечерней молитвы: «Но, Го́споди, или́ хощу́, или́ не хощу́, спаси́ мя. А́ще бо пра́ведника спасе́ши, ничто́ же ве́лие; и а́ще чи́стаго поми́луеши, ничто́же ди́вно: досто́йни бо суть ми́лости Твоея́. Но на мне гре́шнем удиви́ ми́лость Твою́: о сем яви́ человеколю́бие Твое́, да не одоле́ет моя́ зло́ба Твое́й неизглаго́ланней бла́гости и милосе́рдию: и я́коже хо́щеши, устро́й о мне вещь…»
И слава Богу, многие из наших соотечественников, именитых и не именитых, прошли через такие умилительные минуты и смогли обрести в душе своей Воскресшего Христа. Но а для тех, кто только на пути или вовсе требует доказательств, что мы можем доказать? Христос сказал про таких, что даже «если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» (Лк.16:31). Что же можем мы со своими бедными доказательствами? Но, быть может, вся сила, вся победная сила Пасхи именно в том, что доказывать тут ничего не надо, что весь бедный человеческий ра-зум, все человеческие доказательства как в одну, так и в другую сторону оказываются здесь бессильными.
По этому поводу протопресвитер Александр Шмеман на своей пасхальной проповеди приводит следующий рассказ. «Вот в конце девятнадцатого века в самом сердце России в семье священника растёт мальчик Сергей, Серёжа Булгаков. Растёт, овеянный поэзией и красотой церковных служб, безотчётной, слепой, бездоказательной верой. Никаких вопросов, никаких доказательств. «Да они и не возникали, — писал он позже, — не могли возникнуть… в нас в самих, в детях, так мы сами были проникнуты этим, так мы любили храм и красоту его служб. Как богата, глубока и чиста была эта наша детская жизнь, как озлащены были наши души этими небесными лучами, в них непрестанно струившимися». См.: «Моя родина» // о. Сергий Булгаков. Автобиографические заметки. (Посмертное издание). Париж, 1946. С. 16. — (Прим. сост.).
Но вот пришло время доказательств и вопросов. И из этого детства, безотчётного, бездоказательного, вышел этот искренний, горячий, честный русский мальчик — в безверие, в атеизм, в мир только доказательств, только разума. Серёжа Булгаков, сын смиренного кладбищенского священника, стал профессором Сергеем Николаевичем Булгаковым, одним из вождей русской прогрессивной революционной интеллигенции, русского научного марксизма. Германия, университет, дружба с вождями марксизма, первые научные труды, политическая экономия, слава, уважение, как тогда говорили, всей мыслящей России. Если кто-нибудь прошёл весь путь вопросов и доказательств, так это, действительно, он. Если кто-либо постиг всю науку и ее якобы увенчание и вершину — марксизм, так это он. Если кто-либо отвернулся от бездоказательной, безотчётной веры, так это он. Несколько лет учёной славы, несколько толстых книг, сотни последователей. Но вот постепенно, одно за другим, рухнули и в пыль обратились эти доказательства, вдруг не осталось от них ничего. Что случилось — болезнь, умопомешательство, горе? Нет. Ничего не случилось внешне — житейски; случилось то, что душа, что глубина сознания перестала воспринимать эти плоские вопросы и эти плоские ответы. Вопросы перестали быть вопросами, ответы — ответами. Вдруг стало ясно, что всё это ничего не доказывает — рынки, капитал, прибавочная стоимость… Что знают они, что могут сказать они о душе человеческой, о вечной её неутолённости, о той неизбывной жажде, что не умирает никогда на последней глубине, в последних тайниках этой души?
И началось возвращение. Нет, не просто к безотчётной детской вере, не просто к детству. Нет, на всю жизнь остался Сергей Николаевич Булгаков учёным, профессором, философом, только теперь о другом стали вещать его книги, о другом, совсем о другом загремело его вдохновенное слово.
Я вспомнил о нём в этой сегодняшней пасхальной радости, потому что лучше всех, мне кажется, отвечает он нам всей своей жизнью, всем своим опытом на вопрос — как можно доказать? И вот — снимается этот вопрос, ибо он-то знал всю силу и немощь всех доказательств. Он-то уверился, что Пасха не в них и не от них.
Вот послушаем его в пасхальный день, под самый конец его жизни. «Когда отверзаются двери, — говорит он, — и мы входим в сверкающий огнями храм при пении ликующего пасхального гимна, сердце наше заливает ликующая радость, ибо Христос воскрес из мёртвых. И тогда пасхальное чудо совершается в наших сердцах. Ибо мы видим Христово воскресение; очистив чувствие, мы зрим Христа блистающего и приступаем исходящу Христу из гроба яко Жениху. Мы тогда теряем сознание того, где мы находимся, выходим из себя самих; в остановившемся времени, в сиянии белого луча пасхального погасают земные краски, и душа зрит только неприступный свет воскресения. Ныне вся исполнившаяся светом, небо и земля, и преисподняя́. В пасхальную ночь даётся человеку в предварении увидеть жизнь будущего века, вступить в Царство славы, в Царство Божье. Не имеет слов язык нашего мира, чтобы выразить в них откровение пасхальной ночи, это радость совершенная. Пасха — это жизнь вечная, состоящая в боговедении и богообщении. Она есть правда, мир и радость о Духе Святом. Было первое слово воскресшего Господа в явлении женщинам — «Радуйтесь!» (Мф.28:9) И слово Его в явлении апостолам — «Мир вам» (Лк.24:36).
Это, повторяюсь, слова не ребёнка, не простачка, ещё не достигшего вопросов и доказательств, — это слова того, кто уже после вопросов, после доказательств. Это не доказательство Пасхи — это свет, сила и победа самой Пасхи в человеке.
Поэтому в эту светлейшую и радостнейшую ночь нам нечего доказывать. Мы только можем всему миру, всем дальним и ближним, из полноты этой радости, этого знания сказать: Христос воскресе! — Воистину воскресе Христос!».
Но, к сожалению, часто ещё бывает, что когда все люди ликуют, сердце иных покрыто облаком, а иногда и наполнено печалью. Многие из нас, вспоминая прежние годы, жалеют о той потерянной способности ощутить пасхальную радость, другие же до сих пор не понимают, почему и как могут люди радоваться ныне. Но как бы то ни объясняли, какие бы ни находили причины, едина есть истинная причина на это, что сердце наше нечисто.
Если поколебались мы в вере, если в душу нашу вошли сомнения, если отпали или отошли от Церкви,- подобно первосвященникам иудейским отгоняем от себя мысль о Воскресшем Христе, ибо страшно нам Воскресение Христово. Если совершили тяжёлый грех и обличает нас совесть в неверности Христу и Его заповедям, — лежит на сердце нашем камень, заграждающий вход в него свету Воскресения. Если мы погрузились в дела житейские и им отдали своё сердце, тогда, действительно, не может оно ощущать полной радости. Особенно, если есть у нас неприязнь или, ещё хуже, вражда к ближним, если осуждаем их и превозносимся над ними, — не можем радоваться встрече с Воскресшим Господом. Тогда в День Воскресения или сомневаемся подобно поколебавшимся ученикам, или не верим, как Его враги, или подсознательно не желаем с Ним встречи. Но послушаем трогательный зов воскресшего Христа, который Он обращает к нам чрез слово пророка, читаемое накануне Пасхи: «Потерпи Мене, глаголет Господь, в день воскресения Моего» (Соф. 3:8), т.е. если немощи плоти слишком подавляют порывы высокой духовной радости и препятствуют с усердием любви славословить воскресшего Христа, то хотя бы потерпим Его в день воскресения, отринем хотя бы на время те земные заботы и утехи, особенно грубые, плотские, которые изгоняют из сердца сладостное чувство любви ко Христу и желание непрестанно быть с Ним! А лучше, отбросим от себя все сомнения, придём к Нему и принесем покаяние! Поразмыслим, что именно может нас отделять от Него? Грех? Но Он пришёл всем даровать прощение. Неверие? Но Он исполняет просьбы взывающим Ему: «Господи! Помози моему неверию!» (Мк. 9:24). Болезни ли? Скорби ли житейские? Но как мимолётный сон пройдут они и в вечной жизни забудутся, как младенец забывает только что простые горькие слёзы. Смерть ли нами любимых? Но умершие во Христе, веселясь, наслаждаются уже Божественным светом, празднуя со всеми небесными силами Воскресение Господне.
Будем молиться, чтобы Христос соединил нас с ними в вечном Своем Царстве. Отринем ныне всё отделяющее нас от Христа. Отвратим лице свое от тьмы греховной и житейской и обратим его к Восходящему Солнцу Правды. Придем к Нему, озаримся Его Светом и радостно воспоем: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав!».
Пусть этот светлый праздник, светлое Воскресение всегда будет для нас праздником радости, праздником победы жизни над смертью. И пусть он помогает нам терпеливо, безропотно переносить все тяготы земной жизни в надежде, что придет время, когда все мы услышим вожделенный глас Спасителя нашего: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира (Мф.25:34). Аминь.
Христос воскресе!
С праздником праздников, торжеством из торжеств, со светлым Христовым Воскресением, с Пасхой Господней! С грядущим Днём Победы!
Благочинный Благодарненского округа митрофорный протоиерей
Тимофей ГРИЦЕНКО