Праздник Пасхи Христовой


1 мая все православные христиане встретят самый большой и светлый праздник, праздник добра, человеколюбия, милосердия и сострадания. В этом году он совпал с Первомаем — таких совпадений было всего четыре: в 1910, 1921, 1932 и 1994 годах. Светлая Пасха — это торжество веры и надежда на укрепление мира и благоденствия на родной земле. Пусть этот праздник пробудит, уважаемые земляки, ваши лучшие чувства, принесёт всем хорошее настроение, заглянет солнечным лучом в каждый дом, даря счастье, любовь и благополучие.

Святая Церковь каждый воскресный день, тем бо­лее на Пасху и все после­дующие её дни, призывает всех пра­вославных христиан прийти и покло­ниться воскресшему Христу: «При­идите вси вернии, / поклонимся Свя­тому Христову Воскресению: / се бо прииде Крестом радость всему миру. / Всегда благословяще Госпо­да, / поём Воскресение Его: / распя­тие бо претерпев, / смертию смерть разруши».

Из читаемого на Пасху слова свя­того Иоанна Златоуста мы видим, что на пасхальное торжество святая Церковь призывает всех православ­ных христиан как активных, так и не­радивых:

«Кто благочестив и боголюбив, да насладится сим святым и свет­лым торжеством. Кто раб благо­разумный, да внидет с радостию в радость Господа своего. Кто по­трудился среди поста, пусть прии­мет ныне динарий. Кто работал с перваго часа, пусть получит ныне всю должную плату. Кто пришёл и после третьяго часа, благодари и веселись. Кто пришёл после ше­стого часа, пусть не беспокоится: ибо ничего не лишится. Кто замед­лил и пришёл в девятый час, при­ступи без всякаго опасения. Кто пришёл даже в одиннадцатый час, пусть и такой не страшится сво­его замедления. Ибо Владыка наш щедролюбив: принимает и послед­няго, как перваго; успокоивает при­шедшаго в одиннадцатый час так же, как и трудившагося с перва­го часа. Он и последняго милует, и перваго награждает, — и тому даёт, и этому дарует, — и о делах радуется, но и доброе расположе­ние хвалит. Итак, все войдите в радость Господа нашего! И первые и последние получите мзду! Бога­тые и бедные, ликуйте друг с дру­гом! Трудившиеся и нерадивые, по­чтите настоящий день! Постив­шиеся и не постившиеся, возвесе­литесь днесь! Трапеза обильна: все насыщайтесь! Телец велик и упи­тан: никто не уходи голодным. Все насладитесь пиршеством веры! Все воспользуйтесь богатством благости! Никто не жалуйся на бедность: поелику для всех наста­ло царствие. Никто не плачь о гре­хах своих: ибо из гроба всем возси­яло прощение. Никто не страшись смерти: так как от нея освобо­дила всех нас смерть Спасителя. Объятый смертию, Он истребил смерть; сошедший во ад, Он рас­хитил ад и огорчил того, который коснулся плоти Его. …Христос вос­крес, и радуются ангелы. Христос воскрес, и водворяется жизнь…»

Поэтому, братья и сестры, все да возрадуемся в этот Святой День и услышим Призывающего нас Хри­ста — «Прийдите ко Мне вси тружда­ющиися и обремененнии и Аз упо­кою вы!» (Матф. 11:28). Пусть никто не исключает себя из общей радо­сти, будучи обличаем совестью гре­хов своих; пусть никто не избегает торжественных молитвословий, бу­дучи отягчаем множеством беззако­ний своих. В настоящий день греш­ник должен быть благонадёжен в прощении грехов: поскольку он име­ет великое поручительство в Том, чрез Кого разбойник удостоился рая.

Святитель Иоанн (Максимович), архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский в своём Пасхальном послании говорит:

«И как христианину не надеять­ся на прощение грехов? Если при распятии Христос Спаситель поми­ловал разбойника, то как Он не по­милует христианина по Воскресе­нии Своем? И если смиренный Стра­далец оказал столько милости каю­щемуся, то какую милость окажет Воскресший во славе — просящему».

Торжествуйте, веселитесь все люди, старые и юные, богатые и убогие, сильные и немощные, тру­дящиеся и пенсионеры, живущие в городе или сёлах наших, все возра­дуемся ныне! Ибо «смерти праздну­ем умерщвление, адово разруше­ние, иного жития вечного начало». (Песнь 7-я Пасхального канона).

В этом году Пасха пришлась на 1-е мая и совпала со светским праздником Весны и Труда, многие помнят его как День международной солидарности трудящихся — Пер­вое Мая. В прошлом веке таких со­впадений было четыре — это в 1910, 1921, 1932 и 1994 годах, а на 2-е мая Пасха выпадала в 1926, 1937 и 1948 годах. Можно предположить, что Го­сподь в такие дни призывает всех даже против их желания почтить день Пасхального торжества, по­скольку многие из крещёных в дет­стве людей и в последующие годы по известным причинам отступив­шие от православных традиций, мо­жет быть, не совсем по православ­ному обычаю, но всё-таки проведут этот день празднично и вольно или невольно почтят память Воскресше­го Христа. А когда слышится в та­кие дни повсюду церковный трезвон или приветствие верующих людей «Христос воскресе! — Воистину вос­кресе!», у многих, забывших Христа, незаметно для них самих просыпа­ется спасительная совесть, которая в минуту умиления может призвать их обратиться к Воскресшему Хри­сту словами утренней молитвы:

«Господи, или хощу, спаси мя, или не хощу, Христе Спасе мой, предвари скоро, скоро погибох: Ты бо еси Бог мой от чрева матере моея. Сподобимся, Господи, ныне возлюбити Тя, яко же возлюбих иногда той самый грех; и паки по­работати Тебе без лености тощ­но, яко же поработах прежде са­тане льстивому. Наипаче же по­работаю Тебе, Господу и Богу мо­ему Иисусу Христу, вовся дни живо­та моего, ныне и присно и во веки веков. Аминь». Или словами ве­черней молитвы: «Но, Го́споди, или́ хощу́, или́ не хощу́, спаси́ мя. А́ще бо пра́ведника спасе́ши, ничто́ же ве́лие; и а́ще чи́стаго поми́луеши, ничто́же ди́вно: досто́йни бо суть ми́лости Твоея́. Но на мне гре́шнем удиви́ ми́лость Твою́: о сем яви́ человеколю́бие Твое́, да не одоле́ет моя́ зло́ба Твое́й неизглаго́ланней бла́гости и милосе́рдию: и я́коже хо́щеши, устро́й о мне вещь…»

И слава Богу, многие из наших соотечественников, именитых и не именитых, прошли через такие уми­лительные минуты и смогли обрести в душе своей Воскресшего Христа. Но а для тех, кто только на пути или вовсе требует доказательств, что мы можем доказать? Христос ска­зал про таких, что даже «если бы кто и из мертвых воскрес, не пове­рят» (Лк.16:31). Что же можем мы со своими бедными доказательства­ми? Но, быть может, вся сила, вся победная сила Пасхи именно в том, что доказывать тут ничего не надо, что весь бедный человеческий ра-зум, все человеческие доказатель­ства как в одну, так и в другую сторо­ну оказываются здесь бессильными.

По этому поводу протопресвитер Александр Шмеман на своей пас­хальной проповеди приводит сле­дующий рассказ. «Вот в конце де­вятнадцатого века в самом серд­це России в семье священника ра­стёт мальчик Сергей, Серёжа Бул­гаков. Растёт, овеянный поэзией и красотой церковных служб, без­отчётной, слепой, бездоказатель­ной верой. Никаких вопросов, ника­ких доказательств. «Да они и не воз­никали, — писал он позже, — не мог­ли возникнуть… в нас в самих, в де­тях, так мы сами были проникнуты этим, так мы любили храм и красо­ту его служб. Как богата, глубока и чиста была эта наша детская жизнь, как озлащены были наши души эти­ми небесными лучами, в них непре­станно струившимися». См.: «Моя родина» // о. Сергий Булгаков. Авто­биографические заметки. (Посмерт­ное издание). Париж, 1946. С. 16. — (Прим. сост.).

Но вот пришло время доказа­тельств и вопросов. И из этого дет­ства, безотчётного, бездоказатель­ного, вышел этот искренний, горя­чий, честный русский мальчик — в безверие, в атеизм, в мир только до­казательств, только разума. Серё­жа Булгаков, сын смиренного клад­бищенского священника, стал про­фессором Сергеем Николаевичем Булгаковым, одним из вождей рус­ской прогрессивной революционной интеллигенции, русского научного марксизма. Германия, университет, дружба с вождями марксизма, пер­вые научные труды, политическая экономия, слава, уважение, как тог­да говорили, всей мыслящей Рос­сии. Если кто-нибудь прошёл весь путь вопросов и доказательств, так это, действительно, он. Если кто-либо постиг всю науку и ее якобы увенчание и вершину — марксизм, так это он. Если кто-либо отвернул­ся от бездоказательной, безотчёт­ной веры, так это он. Несколько лет учёной славы, несколько толстых книг, сотни последователей. Но вот постепенно, одно за другим, рухнули и в пыль обратились эти доказатель­ства, вдруг не осталось от них ниче­го. Что случилось — болезнь, умопо­мешательство, горе? Нет. Ничего не случилось внешне — житейски; слу­чилось то, что душа, что глубина со­знания перестала воспринимать эти плоские вопросы и эти плоские отве­ты. Вопросы перестали быть вопро­сами, ответы — ответами. Вдруг ста­ло ясно, что всё это ничего не дока­зывает — рынки, капитал, прибавоч­ная стоимость… Что знают они, что могут сказать они о душе человече­ской, о вечной её неутолённости, о той неизбывной жажде, что не уми­рает никогда на последней глубине, в последних тайниках этой души?

И началось возвращение. Нет, не просто к безотчётной детской вере, не просто к детству. Нет, на всю жизнь остался Сергей Николае­вич Булгаков учёным, профессором, философом, только теперь о дру­гом стали вещать его книги, о дру­гом, совсем о другом загремело его вдохновенное слово.

Я вспомнил о нём в этой сегод­няшней пасхальной радости, пото­му что лучше всех, мне кажется, от­вечает он нам всей своей жизнью, всем своим опытом на вопрос — как можно доказать? И вот — снимает­ся этот вопрос, ибо он-то знал всю силу и немощь всех доказательств. Он-то уверился, что Пасха не в них и не от них.

Вот послушаем его в пасхальный день, под самый конец его жизни. «Когда отверзаются двери, — гово­рит он, — и мы входим в сверкающий огнями храм при пении ликующего пасхального гимна, сердце наше за­ливает ликующая радость, ибо Хри­стос воскрес из мёртвых. И тогда пасхальное чудо совершается в на­ших сердцах. Ибо мы видим Христо­во воскресение; очистив чувствие, мы зрим Христа блистающего и при­ступаем исходящу Христу из гроба яко Жениху. Мы тогда теряем созна­ние того, где мы находимся, выхо­дим из себя самих; в остановившем­ся времени, в сиянии белого луча пасхального погасают земные кра­ски, и душа зрит только неприступ­ный свет воскресения. Ныне вся ис­полнившаяся светом, небо и земля, и преисподняя́. В пасхальную ночь даётся человеку в предварении уви­деть жизнь будущего века, вступить в Царство славы, в Царство Божье. Не имеет слов язык нашего мира, чтобы выразить в них откровение пасхальной ночи, это радость со­вершенная. Пасха — это жизнь веч­ная, состоящая в боговедении и бо­гообщении. Она есть правда, мир и радость о Духе Святом. Было пер­вое слово воскресшего Господа в явлении женщинам — «Радуйтесь!» (Мф.28:9) И слово Его в явлении апостолам — «Мир вам» (Лк.24:36).

Это, повторяюсь, слова не ребён­ка, не простачка, ещё не достигшего вопросов и доказательств, — это сло­ва того, кто уже после вопросов, по­сле доказательств. Это не доказа­тельство Пасхи — это свет, сила и по­беда самой Пасхи в человеке.

Поэтому в эту светлейшую и ра­достнейшую ночь нам нечего до­казывать. Мы только можем всему миру, всем дальним и ближним, из полноты этой радости, этого знания сказать: Христос воскресе! — Воисти­ну воскресе Христос!».

Но, к сожалению, часто ещё бы­вает, что когда все люди ликуют, сердце иных покрыто облаком, а иногда и наполнено печалью. Мно­гие из нас, вспоминая прежние годы, жалеют о той потерянной способно­сти ощутить пасхальную радость, другие же до сих пор не понимают, почему и как могут люди радовать­ся ныне. Но как бы то ни объясняли, какие бы ни находили причины, еди­на есть истинная причина на это, что сердце наше нечисто.

Если поколебались мы в вере, если в душу нашу вошли сомнения, если отпали или отошли от Церкви,- подобно первосвященникам иудей­ским отгоняем от себя мысль о Вос­кресшем Христе, ибо страшно нам Воскресение Христово. Если совер­шили тяжёлый грех и обличает нас совесть в неверности Христу и Его заповедям, — лежит на сердце нашем камень, заграждающий вход в него свету Воскресения. Если мы погру­зились в дела житейские и им отда­ли своё сердце, тогда, действитель­но, не может оно ощущать полной радости. Особенно, если есть у нас неприязнь или, ещё хуже, вражда к ближним, если осуждаем их и пре­возносимся над ними, — не можем ра­доваться встрече с Воскресшим Го­сподом. Тогда в День Воскресения или сомневаемся подобно поколе­бавшимся ученикам, или не верим, как Его враги, или подсознательно не желаем с Ним встречи. Но послу­шаем трогательный зов воскресшего Христа, который Он обращает к нам чрез слово пророка, читаемое нака­нуне Пасхи: «Потерпи Мене, глаголет Господь, в день воскресения Моего» (Соф. 3:8), т.е. если немощи плоти слишком подавляют порывы высо­кой духовной радости и препятству­ют с усердием любви славословить воскресшего Христа, то хотя бы по­терпим Его в день воскресения, отри­нем хотя бы на время те земные за­боты и утехи, особенно грубые, плот­ские, которые изгоняют из сердца сладостное чувство любви ко Христу и желание непрестанно быть с Ним! А лучше, отбросим от себя все со­мнения, придём к Нему и принесем покаяние! Поразмыслим, что именно может нас отделять от Него? Грех? Но Он пришёл всем даровать про­щение. Неверие? Но Он исполняет просьбы взывающим Ему: «Господи! Помози моему неверию!» (Мк. 9:24). Болезни ли? Скорби ли житейские? Но как мимолётный сон пройдут они и в вечной жизни забудутся, как мла­денец забывает только что простые горькие слёзы. Смерть ли нами лю­бимых? Но умершие во Христе, весе­лясь, наслаждаются уже Божествен­ным светом, празднуя со всеми не­бесными силами Воскресение Го­сподне.

Будем молиться, чтобы Христос соединил нас с ними в вечном Сво­ем Царстве. Отринем ныне всё от­деляющее нас от Христа. Отвратим лице свое от тьмы греховной и жи­тейской и обратим его к Восходяще­му Солнцу Правды. Придем к Нему, озаримся Его Светом и радост­но воспоем: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав!».

Пусть этот светлый праздник, светлое Воскресение всегда будет для нас праздником радости, празд­ником победы жизни над смертью. И пусть он помогает нам терпели­во, безропотно переносить все тя­готы земной жизни в надежде, что придет время, когда все мы услы­шим вожделенный глас Спасителя нашего: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира (Мф.25:34). Аминь.

Праздник

Христос воскресе!

С праздником праздников, торжеством из торжеств, со светлым Христовым Воскресением, с Пасхой Господней! С грядущим Днём Победы!

Благочинный Благодарненского округа митрофорный протоиерей

Тимофей ГРИЦЕНКО